Очевидно, что "обуть" автомобиль в резиновые сапоги невозможно, да и бессмысленно. Однако даже небольшая водная преграда на дороге может стать причиной серьезного происшествия. Явление аквапланирования хорошо известно большинству водителей. Именно для борьбы с этим опасным эффектом один изобретатель предложил свое решение.
"Впитывающая" воду мостовая

Забудьте о лужах на дорогах даже в ливень! Российский инноватор Андрей Шаповалов из Самары придумал, как это сделать. Его секрет – в особом пористом покрытии из смеси мелких камней и старых шин. Оно действует как огромное сито, мгновенно пропуская воду вниз.
"Сколько ни лей, все проходит насквозь! И вся грязь с водой сразу уходит в дренаж", – рассказывает изобретатель. Он уверен: если сделать из такого материала тротуары или края дорог, лужи просто не смогут появиться.
Вода спокойно уйдет в землю, или, если проложить трубы, ее можно собирать и использовать для полива деревьев у дороги. Свое ноу-хау Шаповалов создал при поддержке Фонда НТИ, взяв за основу идею старинных мостовых, но заменив булыжники на речной песок и мелкую гальку.
Новое покрытие не уступает асфальту

Укладка этого нового покрытия из переработанных покрышек значительно проще, чем работа с асфальтом. Не нужна тяжелая техника или укаточные катки. Достаточно использовать миксеры для смешивания компонентов в нужных пропорциях и последующей выгрузки на любую поверхность – подготовленную или даже прямо на грунт.
Прочность материалу придают мелкие камни, а эластичность – измельченные старые шины. Связующим элементом выступает специальный полимер. Эта современная версия мостовой прекрасно выдерживает как низкие, так и высокие температуры. Экспериментальные дорожки в Самаре, выполненные из такого покрытия, успешно прошли испытание двумя годами эксплуатации – никаких трещин, ям или луж обнаружено не было.
Дождевые сады в России

Но что делать, когда городские ливни настолько сильны, что земля не справляется с отводом воды? Инженеры российского Предуралья нашли ответ – дождевые сады. Эти с виду непримечательные клумбы оказались настоящим спасением для машин от затоплений.
Первый такой сад в России появился во дворе пермского музея современного искусства. Раньше каждый сильный дождь превращал прилегающую парковку в сплошное озеро. Теперь же вся вода быстро, всего за 26 минут, уходит именно в эту низину.
Дождевой сад функционирует, как природный фильтр, где растения и специальный состав почвы очищают стоки. Подбор растений и оптимизация грунта – результат десятилетней работы ученых в лабораторных условиях.
Установка фитофильтрации пока идет в тестовом режиме

На специальной установке российские инженеры проводят исследования эффективности очистки дождевых стоков от различных загрязнителей, включая взвешенные частицы, нефтепродукты и тяжелые металлы. В основе фильтрации лежат колонны, заполненные разработанным нами составом из торфа, песка и цеолита, через которые пропускается загрязненная дождевая вода.
Исследования показали, что наилучшие результаты в фильтрации дождевых стоков демонстрируют такие растения, как ирис, рогоз, дербенник и обыкновенный тростник. Природные компоненты, торф и пористый минерал цеолит, также эффективно поглощают вредные вещества. Благодаря такой многоступенчатой очистке, полученную воду, как подтверждено научными данными, можно безопасно сбрасывать в ближайшие водоемы.

Успех этого эксперимента послужил основанием для разработки проектов еще 12 дождевых садов в Перми. Наша технология уже успешно реализована в Тюмени, Череповце и Подмосковье, а в настоящее время по ней ведется проектирование дождевых садов в Екатеринбурге и Калининградской области.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание