Если два-три года назад купить новую машину в России было почти подвигом — очередь, полгода ожидания, доплаты за срочность, — то теперь ситуация развернулась на 180 градусов. Теперь дилеры не знают, куда девать склады, заваленные автомобилями 2022-2023 годов выпуска. Машины стоят как музейные экспонаты: пробега ноль, а покупатель все никак не найдется.

Спад перерос в кризис
По данным "Автостата", продажи новых легковых автомобилей упали более чем на четверть за первые четыре месяца года. Это уже не просто спад — это настоящий обвал. И если раньше можно было списать проблемы на логистические трудности и дефицит комплектующих, то сейчас причины глубже.

Покупательная способность населения серьезно просела. Люди экономят, откладывают крупные покупки, выбирают подержанные машины или вообще отказываются от автопокупок. А дилеры тем временем продолжают получать новые партии. В итоге склады переполнены, а рынок застыл в замедленном движении.

Кто привез нам весь Китай
Еще пару лет назад никто не ожидал, что российский авторынок так быстро заселится китайскими брендами. Chery, Jetour, Kaiyi, BAIC, Livan, SWM — список длинный, но запомнить все марки даже опытному автолюбителю сложно. Многие из них пришли на смену ушедшим европейским брендам, обещая доступность, современный дизайн и оснащение. Но реальность оказалась суровой.

Некоторые бренды так и не смогли найти своего клиента. Даже со скидками и акциями их авто остаются невостребованными. Например, у одного из крупных производителей из Калининграда (который раньше собирал иномарки) практически вся продукция, кроме одной модели, превратилась в неликвид. Остальные стоят по складам, собирая пыль и напоминая о том, что планы могут не сработать.

Москва, Калуга, Подмосковье — где только не стоит техника
Заводы, которые еще недавно работали в режиме "круглые сутки без выходных", теперь больше похожи на автомобильные кладбища. Особенно тяжелая ситуация в Калуге и Подмосковье, где сосредоточено большинство сборочных мощностей. Там, где раньше ждали каждую новую партию, теперь не хватает места для новых машин.

На стоянках можно увидеть ряды Chery, Exeed, Tanet. Некоторые уже начали терять товарный вид. Но покупатель все не появляется. И это притом, что цены снижают регулярно, предлагают бонусы, подарки, рассрочки. Все равно нет спроса.

"Москвич" нарасхват? Не совсем
Отечественная надежда — проект "Москвич" — тоже не стал исключением. Да, "Москвич 3" хоть как-то, но продается. А вот его старшие братья — электрокроссовер 3Е и "шестерка" — так и не нашли своего владельца. Машины 2023 года все еще стоят в салонах, как будто забытые мечты инженеров и менеджеров.

Интересно, что вместо распродажи некоторые дилеры решили просто поднять цены. Возможно, таким образом пытаются сохранить имидж, но покупателям это совершенно неинтересно. Они прекрасно понимают, что перед ними машина, которая уже несколько месяцев не может найти своего владельца.
Старые новые машины
В 2025 году доля автомобилей 2023 года среди всех проданных составила всего 4,4%. То есть из каждых ста машин меньше пяти были выпущены два года назад. Для некоторых брендов эта цифра и вовсе критическая — Ora, Jetta, Livan, MG. У них почти все реализованные экземпляры — это прошлогодние остатки. Это уже не статистика, это сигнал: рынок не хочет эти бренды.

А в частных объявлениях до сих пор встречаются машины 2022 года с нулевым пробегом. Например, Volkswagen Polo того года предлагают за 2,8 млн рублей. Это цена, сравнимая с новым бюджетным автомобилем, но продавцы не спешат снижать цену, надеясь на чудо. Только вот рынок давно перестал быть благодарным.
Что дальше
Сейчас рынок находится в состоянии замешательства. Производители продолжают выпускать машины, дилеры пытаются их продать, а покупатели не торопятся. В таких условиях остается либо резко снижать цены, либо сворачивать производство. Но пока ни один из игроков не готов к решительным шагам.
Возможно, через пару лет все само собой выровняется: кто-то уйдет с рынка, кто-то адаптируется, кто-то найдет свою аудиторию. А пока дилеры продолжают стоять в очередях за новыми партиями, хотя на складах уже не протолкнуться.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание