Взрывной рост цен, а покупать некому: причина низких продаж на российском авторынке

Автомобильная отрасль в России переживает не самые простые времена. На складах дилеров скопились огромные объемы нераспроданных автомобилей. Такая ситуация вызвана очевидным дисбалансом между предложением и резко сократившимся спросом. При этом цены на новые автомобили — как отечественные, так и зарубежные — продолжают оставаться на высоком уровне, несмотря на общие признаки замедления рынка.

Цены растут, спрос падает

Согласно данным агентства «Автостат», стоимость популярных моделей Lada за последние годы значительно увеличилась. Например, Niva Legend подорожала на 56%, Granta — на 69%, а Largus и вовсе стал дороже на 86%. При этом, как отмечают участники рынка, не все модели задерживаются на складах одинаково: одни — особенно популярные — начинают заканчиваться, а другие, наоборот, присутствуют в избыточных количествах и могут лежать без движения до 10 месяцев.

По словам автоэксперта Андрея Севастьянова, дилеры вынуждены снижать цены, предлагая скидки на автомобили 2024 года выпуска, которые к середине 2025 года фактически воспринимаются покупателями как «двухлетние». Появляются и новые формы стимуляции продаж, например рассрочка под символические 0,01%. Все это говорит о желании дилеров расшевелить рынок и избавиться от излишков.

Кредитные условия тормозят рынок

Дополнительным фактором спада стало ухудшение условий автокредитования. Как объясняет доктор экономических наук, профессор Юрий Ляндау, высокие ключевые ставки, установленные Центробанком, делают покупку авто в кредит менее привлекательной для потребителя. На фоне этого спрос снижается, а сами потребительские предпочтения заметно изменились.

Если раньше покупатели придерживались более стабильного цикла смены автомобилей — раз в 3-4 года, то сегодня резкий рост цен и нестабильность модельных линеек делают такие стратегии практически невозможными. Автомобили обновляются быстрее, чем потребитель успевает накопить на следующую покупку, что вносит дополнительную неуверенность в поведение покупателей.

Логистика и параллельный импорт: точка напряжения

Не меньшие сложности возникают на стороне поставок. Алексей Иванов, владелец сети дилерских центров «Альянс Тракс», отмечает, что основной проблемой является не столько переизбыток машин на складах, сколько нестабильность логистических каналов.

Особенно уязвимыми оказываются дилеры, работающие по схеме параллельного импорта из недружественных стран. Любые изменения в условиях транспортировки, особенно через страны ЕАЭС и Азиатского региона, могут привести к сбоям и росту цен.

Китайские бренды заняли освободившиеся ниши

Несмотря на все вызовы, российский рынок адаптировался к новым условиям. Уход европейских, японских и корейских брендов открыл путь китайским производителям, которые успешно заняли освободившиеся сегменты. Haval, Geely, Chery, Exeed и другие марки уже закрепились на российском рынке, особенно в классе кроссоверов и седанов.

Покупатели, ранее скептически относившиеся к китайским авто, постепенно меняют мнение. Современные модели радуют хорошей комплектацией, сбалансированной ценой и заметным прогрессом в дизайне и надежности. Особенно популярны такие автомобили в регионах, где потребители быстрее адаптируются к изменениям и более прагматично подходят к выбору транспорта.

Рынок не рухнет

Сегодня российский авторынок выглядит устойчивым, несмотря на проблемы в отдельных сегментах. Об этом говорит и Андрей Севастьянов, уверяя, что дефицита автомобилей не предвидится. Более того, даже если приток новых машин замедлится, текущий автопарк способен поддерживать спрос в течение многих лет.

Средний возраст автомобилей в стране — 13-15 лет. Это означает, что значительная часть россиян продолжает эксплуатировать машины десятилетиями, и дефицит новых моделей, если он и возникнет, не станет катастрофой.

Таким образом, российский авторынок оказался в точке трансформации, а не в состоянии коллапса. Снижение спроса, избыток автомобилей, сложности логистики и смена потребительских предпочтений формируют новую реальность. На первый план выходит гибкость бизнеса, способность адаптироваться к изменениям и умение находить компромисс между ценой, качеством и ожиданиями клиента.

Цены - вниз!

В последнее время ситуация на российском авторынке наконец начала сдвигаться с мертвой точки: производители отечественных и китайских автомобилей приступили к снижению цен. И речь уже не о временных акциях или скрытых скидках — корректировке подвергаются рекомендованные розничные цены (РРЦ), что говорит о более системном подходе. Похоже, индустрия осознала: избыточно раздутые ценники не стимулируют продажи и не приносят ожидаемой прибыли.

Одной из первых шаг в этом направлении сделала марка Rox, значительно снизив цену на модель 01 — сразу на миллион рублей. Вслед за ней аналогичный шаг предприняла компания KGM, скорректировав стоимость своих кроссоверов Torres и Korando. Китайский бренд Bestune также не остался в стороне: T55 подешевел на 550 тысяч рублей, лифтбек B70 — на полмиллиона.

Рынок выходит из фазы отрицания

Судя по этим шагам, авторынок проходит через этапы классической модели адаптации после кризиса. После периода напряжения, колебаний и попыток сохранить цены любой ценой, участники рынка начинают принимать новую реальность: охлаждение рынка при всех его внешних признаках активности не приносит стабильного дохода. Теперь продавцы готовы к компромиссам, а главной задачей становится не удержать цену, а вернуть интерес покупателя.

Для обычных россиян происходящие изменения в автомобильной отрасли — однозначно хорошие новости. Покупатели получают возможность приобрести более современные и просторные автомобили по цене, которая еще недавно казалась недостижимой. Например, крупный китайский кроссовер сейчас можно взять за 1,87 миллиона рублей — и это уже не редкая акция, а устойчивое ценовое предложение.

Конечно, не все бренды спешат пересматривать ценники. Некоторые участники рынка по-прежнему надеются на поддержку извне и живут в ожидании госзаказов или субсидий, хотя их склады забиты. Однако общее направление очевидно: спрос восстанавливается лишь там, где цена соответствует ожиданиям потребителя. Как долго продлится этот тренд и насколько глубоко могут просесть цены — покажет время.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А что вы думаете о сегодняшних ценах на отечественные авто?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
На Отинг думаю итак были нормальные цены, так что Паладин по текущей скидке это вообще замечательное предложение, считай японский рамный внедорожник!
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.