На его защиту встала третья жена: личная и творческая жизнь легендарного режиссера Ивана Пырьева

Если вы любите советское кино, тогда вам точно знакомо имя Ивана Александровича Пырьева – легендарного советского режиссера, снявшего немало замечательных картин. О том, как складывалась непростая судьба гения, рассказываем в нашем материале.

Детство

Иван Пырьев появился на свет в далеком 1901 году в крестьянской семье, которая занималась погрузкой зерна на баржи, в селе Камень, что в Алтайской области (сегодня село это носит статус города и называется Камнем-на-Оби). Беззаботное счастливое детство Ванюши закончилось очень рано – в три года, когда его отец, Александр, погиб в нелепой уличной драке.

Мама будущего режиссера и сценариста сразу после смерти супруга отправилась на заработки, оставив малолетнего сына на попечение своего папы, дедушки Осипа. Дед Осип был старообрядцем и воспитывал внука соответствующе. С восьми лет Ванюша помогал старику по хозяйству, пас скот, в основном коров. Таким образом, дедушка Ивана и вырастил, и воспитал, а маму он в следующий раз увидел через много лет, уже окончив начальную школу. Тогда началась его новая жизнь…

С отчимом

По окончании начальной школы мама приехала за Ванюшей и увезла в Мариинск (в Кемеровской области). Там у Вани началась абсолютно новая жизнь – не только потому, что изменилось место проживания, но еще и потому, что его там встретил новый мамин муж. Отчима звали Ишмухамет Амиров, он торговал фруктами на местном рынке и обладал весьма непростым характером. Несмотря на то что он знал о существовании Вани и готовился к его приезду, он сразу невзлюбил пасынка. Жизнь с отчимом не задалась – он постоянно шпынял Ваню, но это было еще полбеды. Амиров любил выпить, а приложившись к бутылке, становился агрессивным, неуправляемым, терял контроль над своими эмоциями, устраивал скандалы, лез в драку. Ради мамы Иван все это безропотно терпел, однако злость на отчима копилась в душе.

С мамой и отчимом Иван прожил четыре года. Однако у всего есть свой предел. В очередной раз, когда Амиров, напившись, полез к Ивану с кулаками, подросток схватился за топор и стал угрожать отчиму. Испугавшись, тот рванул в полицейский участок. После этого случая Ваня понял – жить вместе им больше нельзя.

На фронтах Первой мировой и Гражданской войн

Наилучшее решение проблемы четырнадцатилетний Иван увидел в отправлении на фронт (в самом разгаре была Первая мировая война). Не откладывая дела в долгий ящик, он сел в воинский эшелон и поехал навстречу неизвестности.

На удивление, несмотря на возраст, который Ваня не скрывал, ему разрешили остаться и сражаться за Родину. И на войне будущий режиссер проявил себя крайне отважно. Попал он в 32-й Сибирский полк, где продемонстрировал недюжинную силу и храбрость. Дважды подросток был ранен, а закончил воевать с двумя Георгиевскими крестами.

Когда началась Гражданская война, Пырьев, до этого переболевший тифом, вновь отправился на фронт. Он перешел на сторону красноармейцев, стал рядовым, затем – политруком и агитатором в 4-й железнодорожной бригаде. По долгу службы он оказался в Екатеринбурге, и именно этот город познакомил Ивана с театром…

Начало актерского пути

Все дело в том, что в те годы в качестве агитационной формы нередко прибегали к постановкам. Именно этим и занимался на агитационной работе и Пырьев. Так случилось его первое знакомство с театральной деятельностью – и деятельность эта молодого человека весьма заинтересовала. Настолько, что он стал даже посещать занятия в местной театральной студии. Там он сблизился с еще одним парнем, влюбленным в театр, - Григорием Александровым, человеком, ставшим впоследствии далеко не последней личностью в кинематографе.

Все раскручивалось как стремительная спираль: сначала Пырьев с Александровым организовали уральский Пролеткульт, затем Иван под псевдонимом Алтайский (в честь родного края) играл в драматической труппе, а потом в Екатеринбург привез спектакль МХАТ. Иван и Григорий попали на постановку – и были настолько ею потрясены, что без промедления решили отправляться в Москву. На дворе стоял 1921 год…

В Москве

В том же 1921 году Иван Пырьев поступил на актерское отделение в экспериментальную мастерскую В. Э. Мейерхольда (которое окончил в 1923-м) и начал работать в Первом рабочем театре Пролеткульта. Получив актерское образование, он задумался и о режиссерском – и окончил еще и режиссерский факультет.

После окончания высшего учебного заведения Иван Александрович Пырьев полностью погрузился в мир театра и кинематографа. Первой его ролью стала роль в немой короткометражке «Дневник Глумова» по пьесе Александра Островского, а вслед за ней последовали и другие. Однако режиссура и сценарное искусство привлекали Пырьева куда больше, чем актерское мастерство, и именно этому он посвящал большую часть своего времени.

В 1928 году свет увидели сразу три фильма по сценарию Ивана Александровича - к тому времени он уже три года работал сценаристом и режиссером, а также помощником режиссера сразу на нескольких киностудиях – «Госкино», «Союзкино» и других. А всего год спустя до зрителя «дошла» его первая режиссерская работа – комедийный фильм «Посторонняя женщина».

Однако эта лента должной славы Пырьеву не принесла, не снискали особой популярности и несколько последующих картин молодого режиссера. Лишь вышедший в 1936 году фильм «Партийный билет» затронул зрительские сердца. О Пырьеве наконец заговорили. По-настоящему известным же режиссер стал после следующей своей ленты – «Богатая невеста», появившейся на экранах год спустя. Даже лично Иосиф Виссарионович одобрил эту работу.

Творчество и личная жизнь

На счету Ивана Александровича Пырьева множество работ, все их не перечислить. Наиболее известными среди них являются ленты «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Кубанские казаки».

Во многих своих картинах Пырьев снимал жен, тем самым делая их знаменитыми на весь Союз. «Жен» - это не оговорка, их у Пырьева было три – и все актрисы. Самой первой стала звезда 20-30-х годов Ада Войцик, однако супруги быстро развелись. От этого брака у Пырьева остался сын Эрик.

В следующий раз режиссер женился на молодой и перспективной актрисе Марине Ладыниной, младше его на семь лет. Брак, в котором родился сын Андрей, продлился двадцать лет. Он распался из-за увлечения Пырьевым другой девушкой.

Последней женой режиссера стала совсем на тот момент юная Лионелла Скирда, ровесница его младшего сына. Она оставалась с Иваном Александровичем до самой его смерти и очень поддерживала своего супруга в тяжелые для него моменты и была предана мужу до последних его дней. Детей у них не было. Сейчас Лионелла – супруга известного актера Олега Стриженова.

Каждая из супруг Ивана Александровича была его музой, каждую он в главных ролях снимал в своих фильмах, каждая после этого просыпалась звездой. Однако, расставшись с Пырьевым, актрисы уходили в тень – в характере режиссера присутствовала злопамятность, и он мстил бывшим женам очень просто – будучи весьма влиятельным человеком в кино, попросту запрещал снимать их другим режиссерам.

Помимо всего прочего, Иван Александрович Пырьев стал тем, кто основал Союз кинематографистов нашей страны. Кроме того, он занимался общественной деятельностью, был депутатом.

Скончался режиссер в 1968 году, во сне. К тому моменту, как оказалось впоследствии, он «на ногах» перенес шесть инфарктов.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Вам нравится творчество Ивана Пырьева?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
0
Да не очень его фильмы((
Копировать ссылку
1
Хоть что-то позитивное о человеке написали)))
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.