Любил младшенькую, а женился на средней из трех сестер Суок: любовная драма Юрия Олеши

Кто сейчас помнит Юрия Олешу? В лучшем случае люди знают, что он написал «Трех толстяков». Милая сказка от человека, который прожил трудную жизнь. Но «Три толстяка» – это не единственное его достижение, даже литературное. А еще Олеше повезло: его биографию обессмертил В.П. Катаев, который однажды решил написать о своем времени и своих друзьях, и у него получился роман «Алмазный мой венец».

Автор не только «Трех толстяков»

Хотите верьте, а хотите нет, но писатель, который попал в фокус нашего внимания благодаря своим любовным страданиями, знаменит отнюдь не ими. Помимо сказки, Юрий Карлович Олеша написал как минимум еще два произведения, не считая рассказов, – это «Зависть» и «Книга прощания». Последнюю издавали в советское время в сильно урезанном варианте и называлась она «Ни дня без строки». Отбирал материал для советского издания книги Виктор Шкловский – муж любви всей жизни Ю.К. Олеши - Серафимы Суок.

Она тоже попала в эпохальный роман В.П. Катаева, где ее персонаж был источником многих бед не только Ключика (Ю.К. Олеши), но и Колченогого (В.И. Нарбута).

Конечно, первый вопрос, который возникает в голове читателя, когда он думает о судьбе автора замечательной сказки: «А почему он так мало написал?» Творческая судьба Олеши сложилась ничуть не лучше, чем его личная жизнь. Писатель прошел, как и в любовных отношениях, стадию очарования советской властью, потом она, видимо, вызвала у него отторжение, а в 1934-м на съезде писателей случился скандал, который закрыл Ю.К. Олеше путь к читателю на 20 лет.

Ю.К. Олеша, конечно, работал, халтурил, но главное творчество забросил и полноценно реализовывался как замечательный писатель в пространстве своего дневника. Мемуарная проза удавалась Ю.К. Олеше даже больше, чем его официально вышедшие книги, впрочем, это дело вкуса.

Три сестры

Надеемся, читатель простит некоторую вольность. Но здесь вспоминается фильм из недавнего прошлого – «Эффект бабочки», в нем герой как не складывал пазл судьбы, тот все равно не хотел образовывать красивый рисунок.

Вот так и в жизни Ю. К. Олеши, может быть, было бы лучше, если бы он вообще никогда не знакомился с сестрами Суок. Когда он их впервые увидел, то безумно влюбился в младшую из них – Серафиму (на фото выше - в центре). Перипетии их отношений прекрасно изложены в романе «Алмазный мой венец». Но если совсем коротко, пунктирно охарактеризовать отношения, то они напоминали бразильские сериалы, популярные в 90-х годах XX века в России.

Сначала Серафима Суок и Юрий Олеша жили вместе, потом она ушла от него к бухгалтеру Маку, затем вернулась, потом снова ушла, уже к В. И. Нарбуту, потом снова ушла от В. И. Нарбута к Олеше, а В. И. Нарбут пришел в квартиру Серафимы Суок и Юрия Олеши и сказал, что, если она не пойдет с ним вот прямо сейчас, он застрелится. Кстати, образ Колченогого у В. П. Катаева в романе один из самых запоминающихся.

И да, Серафима Суок ушла с В. И. Нарбутом, но это не добавило последнему счастья: вскоре его репрессировали, а в итоге расстреляли. Старшая сестра Серафимы Суок - Лидия - пыталась помочь В. И. Нарбуту, но единственное, чего она добилась, – это лагерный срок для себя длиной в 17 лет.

Одним словом, никому от этой истории лучше не стало. А Ю. К. Олеша нашел успокоение в объятьях средней сестры – Ольги Суок. Хотя каково было жить с человеком, у которого было такое прошлое и довольно безрадостное настоящее, знала, наверное, только она сама.

Как в дальнейшем сложилась судьба Серафимы Суок?

У нее было все более или менее хорошо. Она была еще дважды замужем – за Николаем Харджиевым и Виктором Шкловским. Если рассматривать брачный путь Серафимы Суок как карьеру, то, конечно, союз с Виктором Борисовичем Шкловским – это ее путь. Мало того, что он - достаточно благополучный человек, по сравнению хотя бы с тем же Ю. К. Олешей, так еще он был и остается звездой на небосводе русской культуры.

Кстати, злые языки говорили, что брак с Николаем Харджиевым нужен был Серафиме Суок только для того, чтобы эмигрировать в Ташкент.

Остается только она – литература

Да, не нужно быть гением, чтобы понять, что жизнь Юрия Олеши не сложилась, даже несмотря на великую книгу, которую он, наверное, и публиковать-то не собирался. Довольно часто, кстати, великие книги пишутся в стол и для себя, а потом, уже после смерти автора, они находят дорогу к читателю. Можно сказать, что это такой тренд литературы, наверное, не только русской.

Как знать, может быть, истории и стране Юрий Олеша и нужен был только затем, чтобы он написал «Книгу прощания», где сливается воедино его судьба и судьба эпохи. Жизнь жестока, и нам не проникнуть в ее замысел. Остается только одно – читать книги и тем самым чтить ушедших от нас писателей.

А как читали «Книгу прощания» Юрия Олеши?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 8
0
"О перипетиях их отношений прекрасно изложено в романе «Алмазный мой венец»" - По-русски излагают не О ЧЕМ-ТО, а ЧТО-ТО. Не освоив падежи, я не рискнул бы писать ни об Олеше, ни о Катаеве, ни о Шкловском: они в падежах не ошибались.
Копировать ссылку
Спасибо. Поправим.
Копировать ссылку
Достойная реакция. Спасибо Вам.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.