Его сбивали три раза, но он уходил от смерти: интересные факты из жизни первого космонавта Донбасса Георгия Берегового

Сейчас о полетах в космос говорят как об обыденном явлении. Уже нет того восхищения людьми, покорившими эту стихию, все только и говорят о космическом туризме. Среди тех, кто пролагал дорогу к звездам, самые известные имена: Гагарин, Леонов, Титов, Терешкова, но вряд ли кто-то вспомнит Георгия Берегового. А ведь этот космонавт взял на себя наиболее сложную миссию в непростой для советской космонавтики период. Вот самые интересные факты из его биографии.

Начало пути героя

Георгий Береговой родом с Полтавщины, но вскоре после его рождения родители переехали в Донбасс. Там и начал свой путь будущий герой. Он всегда хотел стать летчиком, грезил о небе, ходил с друзьями в аэроклуб. Во время призыва он прямо в военкомате попросился в военные летчики, и амбициозного парня взяли.

Он только-только с успехом окончил Ворошиловградскую школу военных летчиков, как вдруг началась война. Берегового распределили в разведывательную авиацию, но пилотов там было много, приходилось даже ждать очереди на вылет по несколько дней. Но парень хотел приносить пользу Родине, поэтому решил пойти на хитрость. Выбравшись в самоволку, он купил себе офицерские сапоги, чтобы сойти за офицера и взять допуск к полетам.

«Боевое крещение» на фронте

На фронте Георгий Береговой попал в самую горячую точку. В 1942 году его назначили пилотом штурмовика Ил-2, который все называли «летающим танком». Он атаковал на низкой высоте, имея возможность в упор расстреливать противника из всех видов оружия. Вот только самому пилоту остаться в живых после этого было непросто.

Георгия Берегового сбивали трижды за всю войну. Однажды ему пришлось раненному четыре дня ползти к своим под пулями, когда те уже занесли его в списки погибших. Он умел выжимать максимум из самолета, выходить из сложнейших положений. Например, во время одной из атак он смог увести своих подчиненных на малую высоту. Они летели над полем в метре от земли, и немцы побоялись преследовать их на такой экстремальной высоте.

Высокие награды и заслуги перед Отечеством

Во время войны Георгий Береговой 186 раз вылетал на задания, что очень много даже для самых опытных бойцов. За героизм его в 1944 году удостоили звания Героя Советского Союза. Но и в мирное время он продолжал совершать подвиги, уже как летчик-испытатель. Он был первым, кто научился выходить из «штопора», что раньше считалось равносильно смерти. В 1959 году у Берегового при испытании истребителя Су-9 заклинило ручку управления. Пилот не стал катапультироваться, и уже у самой земли вернул контроль над машиной, а позже сам выяснил причину поломки.

Георгий Береговой умел рисковать, но делал это всегда разумно, не переходя тонкую грань. Инженеры удивлялись дотошности Берегового, но не могли не признать его профессионализма. Он делал все, для того чтобы после него летчикам было удобно летать. В 1961 году ему дали звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». Сам Брежнев награждал его в Кремле. Все окружающие обратили внимание на их поразительное внешнее сходство. Именно оно спустя восемь лет спасло Береговому жизнь.

От самолетов к ракетам

К началу 1960-х годов Георгий Береговой был уже прославленным летчиком, как вдруг его зачислили в отряд советских космонавтов. Он был там самым старшим, опытным, строгим, и у молодых пилотов возникла ревность. Многие не хотели прощать ему то, что его взяли в команду «по блату». Даже сам Гагарин в запале выкрикнул: «Пока я жив, Береговой не полетит в космос!» В целом так и случилось - он отправился в полет уже после гибели Гагарина.

Подготовка давалась Береговому сложно, он знал в совершенстве управление самолетом, но в космических аппаратах была своя специфика, свои законы. Однако пилот не привык отступать. Он много работал и вскоре догнал своих молодых товарищей-конкурентов. Но тут началась черная полоса у советской космонавтики. Умер Сергей Королев, разработка корабля «Союз» была заморожена, американцы между тем «наступали на пятки». Нужно было срочно предпринять что-то, что вывело бы Советский Союз вперед.

Но все попытки выделиться оканчивались провалом. Сначала на «Союзе-1» погиб Владимир Комаров, и пилотируемая программа СССР была остановлена. Потом погиб Юрий Гагарин. Разрешение на новый космический полет никто не давал, да и космонавты не решались испытать очередной корабль. Все, кроме Георгия Берегового. Именно он стал пилотом космического корабля «Союз-3». 30 октября 1968 года, после сложнейшего полета в космос, Береговой благополучно приземлился. Позже он получил звание дважды Героя Советского Союза.

Покушение

22 января 1969 года в Кремле чествовали космонавтов и пилотов, среди которых был Береговой. Их провезли по улицам Москвы среди толпы людей, а потом на официальные мероприятия. На въезде в Кремль среди людей затесался террорист - Виктор Ильин собирался застрелить Леонида Брежнева. Увидев его, он открыл огонь. Вот только это оказался не Брежнев, а Георгий Береговой, который был очень похож на руководителя страны.

Космонавту рассекло лицо осколками стекла, водителя смертельно ранило, но герой выхватил руль и благополучно остановил машину. Позже об этой истории никто не упоминал 20 лет, она хранилась под грифом «секретно». В 1972 году Георгий Береговой стал главой Центра подготовки космонавтов. Он оставил множество научных работ по космонавтике, книги воспоминаний. Этот выдающийся человек прожил ярчайшую жизнь, и всегда слово в его жизни подкреплялось делом.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы мечтали когда-нибудь полететь в космос?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.