"Таких жизней, как моя, хватило бы на несколько человек": Николай Дупак о войне, театре на Таганке, Высоцком и самом себе

Пятого октября любители театра и кино отмечают день рождения смелого, умного, доброго и необычайно скромного человека. Сегодня Николаю Лукьяновичу Дупаку исполняется 101 год. Далеко не каждому выпадает столь насыщенная событиями жизнь. Именинник является самым известным из всех директоров Театра на Таганке, прославившегося под названием «любимовского». Судьба уготовила ему путь долгожителя, проводившего в мир иной почти всех своих друзей. В нашей статье мы собрали интересные высказывания знаменитого артиста.

Справка

Николай Лукьянович Дупак – российский и советский актер кино и театра, театральный директор. Фронтовик, инвалид Великой Отечественной войны. Является заслуженным артистом РСФСР, заслуженным артистом Украины, почетным деятелем искусств г. Москвы.

В фильмографии Николая Дупака – свыше 60 картин: «Железный поток», «Бумбараш», «Сорок первый», «Служили два товарища», «Ярослав Мудрый», «Вечный зов» и др. В период с 1963 по 1990 гг. возглавлял Театр на Таганке. В числе его наград - золотая медаль «Слава нации». В театральных кругах известна шутливая песня, сочиненная о нем Высоцким:

Быть иль не быть?» - мы зря не помарали. Конечно - быть, но только начеку. Вы помните, конструкции упали? Но живы все, спасибо Дупаку...

Из биографии: начало

Будущий знаменитый театральный деятель появился на свет в 1921-м в пос. Старобешево (Донецкая обл., Украина), в многодетной крестьянской семье. В школьные годы принимал активное участие в самодеятельности. В 1937-м стал учиться в ростовском театральном училище (г. Ростов-на-Дону), одновременно служа в местном театре драмы.

О съемках у Довженко и начале войны

В своих воспоминаниях Николай Лукьянович сообщает, что 22 июня 1941 года он встретил в Киеве в шикарной гостинице «Континенталь». К тому времени он уже полтора месяца снимался в фильме Александра Довженко «Тарас Бульба». Он, выпускник Ростовского театрального училища, был утвержден на роль Андрия. Роль Тараса была поручена Амвросию Бучме, а Остапа — Борису Андрееву. Актер вспоминает:

22 июня, воскресенье, номер гостиницы. Где-то в 5–6 часов утра я проснулся от гула. Я вышел на балкон и увидел, как на очень низкой высоте пролетали самолеты с непонятными знаками. Потом выяснилось, что это немцы бомбили переправу через Днепр. Утром я сел в трамвай и поехал на студию. Проезжая мимо Еврейского базара (сейчас там цирк), увидел, что немцы туда тоже сбросили бомбы. Погибло очень много народу. Потом Молотов по радио сообщил, что началась война... Александр Довженко собрал всех и сообщил, что вместо двух лет фильм снимут за полтора года. Но съемки продлились всего неделю. Так как в массовке были заняты 400 человек солдат, процесс пришлось прервать. Они отправились на фронт…

О его подвигах

Так практически со съемочной площадки Дупак попал на фронт. О героических подвигах артиста рассказал в прошлом году, во время празднования его юбилея, министр Александр Кибовский, упомянув, в частности, о ранениях юбиляра:

Я … удивился, какой скромности этот человек… Имеет одно ранение в горло 2 августа 1942 года, ранение в левую ногу 10 января 1943 года, ранение в правую руку и правую ногу 10 февраля 1943 года...

О своем первом ранении Николай Лукьянович вспоминает :

В ноябре или начале декабря, после того как немцы ворвались в Донбасс, нас послали заткнуть дыру во фронте. Нас выгрузили на станции, и мы верхом две ночи ехали - искали противника. Километрах в пятидесяти от станции передовой дозор наткнулся на мотоциклистов, и полковник Артемьев, командир, решил атаковать. Оказалось, что там не только мотоциклисты, но и танки. Нас расколошматили, мы потеряли человек двадцать. Меня ранило в горло, я схватился за гриву коня и одиннадцать километров до речки Кальмус, где располагался наш полевой госпиталь, он меня нес...

О патриотизме:

... Получилось так, что нас несколько человек - отличников боевой и политической подготовки, отправили в Москву в резервный эскадрон… Мы все время писали рапорты, чтобы отправили нас на фронт. Было такое патриотическое чувство, что надо Родину защищать… Меня назначили командиром взвода в 250-й, впоследствии 29-й гвардейский кавалерийский полк...

Об окончании войны:

Закончил я войну под Мерефой, где был ранен, старшим лейтенантом, командиром эскадрона. Я вот сейчас удивляюсь, как я мог в 20 лет командовать эскадроном? Это же около 120 человек, да плюс еще пулеметный взвод и батарея. В общем, 250 человек...

Об отношении к лошадям:

...надо любить коня, знать коня, уметь обращаться. Жалели лошадей, потому что если конь выйдет из строя, ты уже - не кавалерист...

О личной жизни

Долгожитель трижды вступал в брак. Его первая супруга, Алла Вановская, не дождалась его с войны. Второй брак, с Верой Чапаевой, тоже распался. С третьей женой, Раисой Михайловной, артист прожил счастливо сорок лет и овдовел в 2009-м. В семье выросли двое дочерей. В 2010-м потерял внучку и дочь. Младшая дочь Оксана, как и отец, стала театральным директором.

С женщинами, да еще любимыми, у меня всегда особые отношения. Влюблялся без ума. Но бабником никогда не был. Не то воспитание, что ли. Готов был все сделать для любимого человека. Знаешь, что главное в отношениях? Постоянно говорить ей, что она самая-самая лучшая! -

Театр на Таганке

Николай Лукьянович руководил Театром на Таганке с 1963 по 1990 гг. Он создал эмблему своего детища. Под его руководством было построено новое здание театра, в восьмидесятые ставшего одним из прогрессивных символов столицы. При непосредственном участии Дупака "Таганка" превратилась в одну из самых модных и передовых культурных точек столицы. На ее спектакли было необычайно сложно приобрести билеты, людям приходилось ночевать в нескончаемой очереди в кассу, переписывать номерки...

По вечерам за порядком здесь следила конная милиция, ограждая звезд от ретивых поклонников. А еще «Таганке» удалось более 30 раз побывать на заграничных гастролях, в том числе в 13 капиталистических странах, что в те советские времена было большой редкостью.

В одном из интервью Дупак рассказал, как он оказался директором:

Меня пригласили в Московский театр драмы и комедии, как тогда называлась «Таганка», директором и актером. Главным режиссером там с 1945 года был Александр Плотников. Пришел я туда 2 сентября 1963-го...

О трудностях своей работы Дупак рассказывает:

Шашками махать все мастаки! А ты попробуй конфликт уладь в высших инстанциях. Большинство спектаклей "Таганки" пробивались через мою кровь. Нужно было проходить инстанции не только приемной комиссии, но и цензоров. Тут требовались особое терпение и хитрости. Сколько коньяку перепито было с этими цензорами! Мне казалось, что эти люди как раз для того и запрещали какие-то моменты в текстах, что им хотелось, чтоб их напоили на халяву. А кто пробивал зарубежные гастроли? Все актеры чуть ли не на коленях ползали, чтоб только за рубеж вырваться...

Его мысли о "Таганке" сегодняшней:

У нас был супертеатр! Билеты туда достать невозможно. Но времена были другие, нравы целомудренней - не все выставлялось напоказ. Маргарита, которую играла Нина Шацкая, в спектакле «Мастер и Маргарита» сидела, раздетая по пояс. Но… спиной к зрителю. Грудь прекрасной героини народ так и не увидел... А сейчас что? Включите телевизор и все сами увидите.

По мнению Николая Лукьяновича:

Это был невероятно современный проект. Все было продумано до мельчайших деталей — от архитектуры до репертуара. Сегодня вместо стильных финских стульев поставили мягкие кресла, которые совершенно не вписываются в антураж. Замуровали стены, которые поднимались и опускались, — это было фантастическое зрелище. Я предложил перекрыть витражом большое фойе, где появился дворик с березами, куда актеры выходили отдохнуть. А перед театром мы посадили дуб, которому столько лет, сколько театру на Таганке — идет 51-й год...

Театр на Таганке создавался для того, чтобы показывать недостатки и проблемы, которые мешают жить. К сожалению, сейчас делается все для того, чтобы его развалить и уничтожить...

О Любимове

По словам Николая Лукьяновича, именно он привлек Юрия Любимова к работе в коллективе в должности художественного руководителя. С его приходом театр вынуждены были покинуть многие талантливые артисты. Позже ушел и сам директор. Он вспоминает об этом так:

Да, его кандидатуру я пробивал у самого высокого начальства! Юра - яркий, зажигательный, талантливый! Красавица-жена рядом, Люся Целиковская. Мужики с нее глаз не сводили. И начинать театр тоже с чего было - «Добрый человек из Сезуана». Сам я этот спектакль, конечно, видел еще в Щукинском училище. И пошло-поехало! С молодыми, талантливыми актерами все стало складываться. А старая гвардия как-то сама рассосалась. Но и Любимов к уходу некоторых тоже руку прикладывал. Выживал!

Как все начиналось:

Директор Театра киноактера Юрий Зодиев, с которым мы дружили, сказал мне: «Коля, сходим на дипломный спектакль студентов Щуки «Добрый человек из Сезуана». Мне спектакль понравился. Зодиев пригласил в гости Любимова с Целиковской. У него дома я и предложил Любимову прийти со своим курсом в наш театр... Юрий Петрович от предложения вначале отказался, район Таганки был тогда не престижный. Он ждал, что ученые отдадут ему театр во Дворце культуры в Дубне... Но в Дубне ничего у него не получилось, и он пришел к нам. Приглашали мы его вместе с Людмилой Целиковской, которая сыграла огромную роль и в жизни самого Любимова, и в жизни Театра на Таганке...

Его мысли о заслугах Любимова:

... Это большая несправедливость, что Любимова считают единственным создателем театра. Да, он талантлив и своеобразен. Но «Павших и живых» и «Антимиры» он ставил с Петром Фоменко, «Преступление и наказание» - с Юрием Погребничко, «Пугачева» - с Раевским. А теперь их имена вычеркнуты, и портретов их нет в театре, как и моего тоже. Любимова, кроме его собственного таланта, сделали знаменитым такие гении, как Демидова, Высоцкий, Филатов, Смехов, Золотухин, Ронинсон, Хмельницкий...

О Высоцком

Владимир Высоцкий пришел в театр никому не известным актером. Поначалу он не произвел на Любимова особого впечатления. Впоследствии же превратился в кумира для каждого советского человека.

По рассказам Дупака:

В течение всего 1964 года у него (Высоцкого) не складывалась жизнь. В Театре им. Пушкина ему ничего толком не давали играть, в Театре миниатюр вообще странные вещи творились. За него просила наша актриса Таисия Додина, и я пригласил его на прослушивание. Он показал отрывок из горьковского рассказа «Челкаш». Любимов сейчас рассказывает, что он сразу взял Володю в труппу, но было наоборот. Любимов сказал: «Зачем нам еще один пьющий актер?» Но мне Высоцкий приглянулся скромностью и великолепным чувством ритма. Поэтому я решил оставить его на испытательный срок. А когда он умер, народ стоял в очереди, которая растянулась на несколько километров...

По мнению Николая Лукьяновича:

Такого деятеля, как Высоцкий, сейчас в нашей стране нет. «Таганка» воспитывала молодежь, противостояла злу. И Володя все это олицетворял. У него не было диссидентских настроений, он хорошо относился к власти. Он был любим в любой компании, выступал везде, даже в воинских частях. Самое удивительное — его доброта и желание помогать людям...

"Мы еще почудим..."

Многие коллеги знают эту любимую присказку Николая Лукьяновича. В своем возрасте он продолжает оставаться активным и полным замыслов. Артист поделился с журналистами своими мыслями о жизни:

Скажу по секрету, теперь вот ноги немного стали подводить. Помогают мне - видишь, на четырех колесах катаюсь. Зато голос по-прежнему крепок. Потому что дышу глубоко... Под настроение всегда читаю стихотворение Лени Филатова: «О, не лети так, жизнь, на миг хоть задержись…» Думал ли я дожить до такого возраста?.. Иных уж нет… У меня все в жизни сложилось... Таких жизней хватило бы на несколько человек...

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Нравится ли вам творчество Николая Дупака?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.