"Чтобы не опоздать на урок, я по льду на животе переполз Клязьму!": воспоминания Бориса Грачевского о детстве, "Ералаше" и самом себе

Восемнадцатого марта могло бы исполниться 73 года известному российскому и советскому режиссеру и сценаристу. К своему успеху заслуженный деятель искусств РФ Борис Грачевский прошел долгий путь. Его заслуги отмечены рядом государственных и кинематографических наград. Наибольшую славу режиссеру принесло его детище - детский юмористический киножурнал «Ералаш» в котором в течение 45 лет он работал художественным руководителем и организатором производства. Бориса Юрьевича не стало в январе 2021-го. В нашей статье мы представим его воспоминания о детстве, «Ералаше», а также размышления о жизни и о себе.

О детстве

Будущий режиссер появился на свет в 1949-м в Подмосковье, в еврейской семье. Его отец работал культмассовиком в доме отдыха «Полушкино», мама здесь же заведовала библиотекой. Мальчик часто восхищался тем, как умело и остроумно папа ведет концерты. Благодаря родителю он с ранних лет приобщился к миру искусства: уже в 5-летнем возрасте он участвовал в юмористических номерах старшего Грачевского.

В школьные годы Грачевский увлекся спортом, получил второй разряд по баскетболу и лыжам. О своих детских годах Борис Юрьевич вспоминал:

Я был нормальным пацаном, не пай-мальчиком, но и не задирой. Мог и приколоться, а когда стал постарше, то начал придумывать всякие фокусы. Бывало, что прогуливал занятия и даже срывал уроки. Но один раз, чтобы не опоздать на урок, я по тонкому льду на животе переполз Клязьму!

По окончании восьмого класса юноша поступил в в механический техникум, где получил специальность токаря, после чего стал работать на заводе им. Королева. Спустя какое-то время здесь же он был переведен на должность техника-конструктора.

Армия и начало карьеры

В 1968-м юношу призвали на срочную службу. В армии с ним произошел несчастный случай, в результате чего Борису довелось пережить клиническую смерть. Из армии он возвратился инвалидом II группы. Не желая возвращаться на завод, молодой человек стал просить отца устроить его на работу в ТВ или кино. На киностудию им. Максима Горького его взяли в качестве грузчика. Он вспоминал об этом времени так:

Конечно, что-то грузить, таскать было нелегко. Я вытирал пол, двигал декорации, мебель, зато в остальное время сидел под камерой и наблюдал за работой съемочной группы. И от этого испытывал такой кайф, ради которого готов был терпеть любые сложности.

На студии им. Горького

Перенося реквизит и разгружая машины, юноша восхищенно наблюдал за работой именитых режиссеров, с которыми ему довелось работать: Львом Кулиджановым, Александром Роу и др. Приняв решение о получении театрального образования, он поступил во ВГИК на заочное отделение. Окончить вуз ему удалось лишь спустя двадцатилетие с небольшим.

Особенно Грачевскому запомнились съемки фильма «Преступление и наказание» (реж. Л.А. Кулиджанов), сказки А.А. Роу «Варвара-краса, длинная коса» и др.), где он был администратором. По словам Бориса Юрьевича, у Роу он сыграл свою «первую и самую главную» роль в кино: грозящую руку чудища, высовывающуюся из воды. За кадром был слышен грозный голос артиста Георгия Милляра: «Должооок!», а администратор Борис в это время, лежа у корыта с водой, и шевелил ужасной рукой. Об Александре Роу он говорил так:

Он никогда свой сценарий от меня не прятал. И я в его комментарии потихонечку поглядывал — учился. А оператор иногда разрешал мне посмотреть в камеру, чтобы понять, как выстраивается кадр...

Доводилось начинающему кинематографисту сотрудничать также с Василием Шукшиным, Марком Донским, озвучивать мультфильмы и т.д.

«Ералаш»: начало

1974-й стал поворотным в творчестве Грачевского. Им давно вынашивалась идея создания детских короткометражных фильмов, в оформлении которой помог писатель Александр Хмелик, зам. главного редактора студии, пригласивший молодого талантливого организатора к сотрудничеству над созданием детского юмористического киножурнала. Идею названия их детища («Ералаш») подсказала дочь писателя.

Успешный проект

Уже первые выпуски показали, что проект обещает быть успешным, каждый выпусков «мальчишки и девчонки, а также их родители» ожидали с большим нетерпением. За более чем 45-летнее существование «Ералаша» Грачевский снял свыше 1200 сюжетов, сценарии к которым были созданы им самим. Актерами была воплощена на экране целая плеяда детских образов: отличников и двоечников, хулиганов и пай-мальчиков, изворотливых хитрецов и благородных рыцарей.

Кого открыл «Ералаш»

Благодаря «Ералашу» осуществились мечты тысяч ребят сняться в настоящем кино. Не все из тех, кто принял участие в съемках киножурнала, выбрал путь актера. Однако многие решившие посвятить себя этой профессии, сегодня являются широко известными зрителю. Среди открытий Грачевского и его команды: Анна Цуканова, Велимир Русаков, Наталья Ионова, Александр Головин и др.

О сотрудничестве со звездами

Грачевским была налажена работа многочисленного коллектива, ему удалось реализовать в киножурнале множество интересных идей. Грачевский вспоминал:

Я никогда не строил себе карьеру. Я хотел работать так, чтобы на меня никто не обижался, чтобы на меня могли опираться мои коллеги...

В съемках детского киножурнала были задействованы самые известные и популярные артисты, публичные персоны, звезды шоу-бизнеса: Анастасия Зуева, Максим Галкин, Татьяна Пельтцер, Михаил Пуговкин, Геннадий Хазанов, Сергей Гармаш, Филипп Киркоров и др.

Вспоминая эпизод съемок серии "Ералаша" о том, как мальчику Пете Ручкину удалось рассмешить "самую печальную царевну на свете", Борис Юрьевич говорил следующее:

...Все сняли, смотрим готовый материал и вдруг понимаем, что в финале надо бы Зуевой тоже тортом «засветить». И вот я опять вызываю на съемки «нашу бабулю» (Народную артистку СССР Анастасию Платоновну Зуеву, исполняющую у А. А. Роу роль сказительницы, - прим. автора), а она уже очень старенькая была… Опять ставим декорацию, а я сажусь под камеру и начинаю метать в Анастасию Платоновну куски торта… Но то она текст не тот скажет, то я промахнусь, и нужно чистить костюм… Зуева орет: «Вынь из торта орешки — убьешь старуху!» Все кругом хохочут. Так и не сняли идеально — пришлось взять дубль, в котором на долю секунды в кадр попала моя рука...

Очень тепло режиссер отзывался в своих воспоминаниях о Михаиле Пуговкине, которого называет самым близким для него человеком из актерского ансамбля Александра Роу. Он говорил:

Его простое деревенское лицо, которое он сам называл "будкой", совершенно не соответствовало его тончайшей натуре. Он ведь был человеком очень умным, ироничным и в чем-то прозорливым...

О последних годах

Грачевский снимал собственное полнометражное кино, участвовал в популярных телепрограммах, писал сценарии и книги, однако «Ералаш» продолжал оставаться в его творчестве главным. В одной из бесед режиссер поделился:

...Вот говорят: дети изменились. Это, конечно, так, потому что в их жизни появились гаджеты. Но по большому счету, у детей поменялась лишь «обертка», а внутри они остались прежними. Дети так же, как и раньше, смущаются, зажимаются, ждут похвалы или хвастаются, хулиганят...

На 2020-й у него были грандиозные планы. Он писал:

...Я хочу услышать свой голос, что-то сделать, оставить важное, нужное, полезное. Нельзя жить, не оставляя след. Я хочу что-то сказать, что-то объяснить, чем старше я становлюсь, тем больше мне хочется отдать то, что я знаю. Как говорили древние, "что оставил, то пропало, что отдал, то твое". Вот мне хочется понять, для чего я это все нажил, и как могу это отдать. Я всегда цитирую Владимира Высоцкого: "Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, мне есть чем оправдаться перед Ним". Мне, наверное, уже есть...

В его планы жизнь внесла свои коррективы. В конце декабря режиссер заболел коронавирусом. В январе следующего, 2021-го, года его организм не смог преодолеть вызванных серьезным заболеванием осложнений. 14 января Бориса Юрьевича не стало.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Доводилось ли вам смотреть выпуски детского киножурнала «Ералаш»? Какое впечатление они произвели на вас?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.