“Свою работу называю драматургическим айкидо”: режиссер Жора Крыжовников о принципах работы и успехе “Слова пацана”

Сериал «Слово пацана» сразу после выхода на экраны, мягко выражаясь, наделал много шума. Можно сказать с уверенностью, что он не оставил равнодушным ни одного из зрителей. Одни считают фильм слишком жестким, насыщенным сценами насилия. Другие искренне полагают, что фильм удался, он получился правдивым, реалистичным и назидательным для подрастающего поколения. О том, что по этому поводу думает режиссер Жора Крыжовников, пойдет речь в статье.

О жестокой реальности 90-х

Стоит сразу сказать о том, что фильм основан на реальных событиях. Действительно в конце 80-х годов жизнь в Казани и других российских городах была именно такой. Режиссер признался, что поначалу планировалось снять не один, а целых три сезона «Пацанов», поскольку между 1989, 1991 и 1993 гг. огромная разница.

Каждый год насыщен множественными очень тяжелыми и неприятными событиями. Люди впервые почувствовали вкус денег, причем очень быстрых, которые не нужно долго зарабатывать, а можно просто взять. К сожалению, под этот прессинг нездоровых перемен и переоценки ценностей попали подростки. Жора Крыжовников посчитал, что эти истории нуждаются в том, чтобы их оценили сегодня и сделали выводы.

О желании снять живой фильм

Крыжовников признался, что видел троих людей, характер которых кардинально трансформировался после тяжелых событий в их жизни. И эта трансформация была положительной. Имеется в виду то, что часто люди, пережившие горе, начинают деградировать, однако есть и те, кто все переосмысливает, переоценивает и начинает жить по-новому. Меняется поведение, как и внешность, голос и даже манеры, человек становится лучше, и это замечательно.

Жора решил снять фильм о людях, характеристики которым он давать не собирался. В группировках было много парней, и их нельзя назвать ни плохими, ни хорошими. Каждый зачем-то туда пришел, и большое счастье, если в итоге эти люди многое поняли и стали другими.

Работа над первыми сериями была нелегкой. Приходилось по нескольку раз снимать одни и те же сцены, добавляя новые детали или кардинально меняя концепцию. Все шло именно так потому, что хотелось показать реальность такой, какой она есть — снять живой фильм, который дотронется до сердца каждого зрителя.

О драматургическом айкидо

Режиссер сформулировал свой принцип работы, назвав его "драматургическое айкидо". Суть заключается в том, чтобы постоянно получать обратную связь. Каждая сцена и каждый эпизод, который вызывал критику, замечания или сомнения, откладывался до тех пор, пока не будет собрана вся информация и не найден самый удачный вариант решения.

Жора писал тексты, затем отдавал их своим коллегам, те вносили правки, каждый озвучивал свое виденье той или иной ситуации. Точнее, в обсуждении участвовали только те, кто был компетентен и заинтересован, а такими, по факту, оказались все, за что режиссер очень благодарен своей команде.

О противоречивых мнениях зрителей

В сериале много неоднозначных эпизодов, которые вызвали множество рассуждений по этому поводу. К примеру, эпизод, когда Вова Адидас запрещает брату встречаться с Айгуль. Был проведен опрос, в котором участвовали около 4000 человек. 49% всех опрошенных сказали, что Вова поступил правильно.

Это несколько удивило Крыжовникова и лишний раз убедило в том, что все нюансы фильма и жизни того времени в тех условиях воспринимались и воспринимаются неоднозначно. Сколько людей, столько и мнений, а это означает, что цель режиссера в большей мере достигнута. Если люди спорят и делают выводы — значит, фильм затронул их за живое.

О причинах пересъемки восьмой серии

Как уже стало понятно из предыдущей информации, Жора не из тех, кто относится к съемке как к банальной работе. Каждую серию режиссер просматривал на большом экране и обращал внимание на все, даже самые незначительные детали. В восьмой серии ему не понравилось, как выглядит в драке Ваня Янковский. Однако переснять это было невозможно, поскольку актер в это время снимался в другом фильме, где у него длинная борода (Вова Адидас - без бороды). Поэтому пришлось снимать других актеров и несколько изменить сюжет.

Однако главная причина была даже не в этом. Крыжовников постоянно думал о том, как бы отнесся к такой ситуации и что бы сказал по этому поводу его папа. Как бы он поступил в случае, если бы Жора, его сын, убил человека. К сожалению, троюродный брат самого Жоры а реальности убил человека, и папа тогда сказал: «Если бы это сделал ты, я бы от тебя отказался». Именно это и стало ключевым моментом в решении концепции поведения героя Бурунова, который, узнав о том, каков на самом деле его сын, от него отказывается.

О прототипе Вовы Адидаса

Мечта о том, чтобы снять такой фильм, появилась у Жоры приблизительно двадцать лет назад. Однажды в поезде он повстречал человека очень серьезного вида, который поведал ему о своей жизни. Попутчик рассказал, что раньше был бандитом, но потом ему надоело постоянно опасаться того, что его убьют, и он завязал с криминальным прошлым. Прошла неделя или месяц, и все его друзья исчезли.

По странной случайности кого-то посадили, а кого-то действительно убили. После этого мужчина стал веровать в Бога. Он ездил по лагерям и дарил Евангелие заключенным, при этом чувствовал себя таким счастливым, каким не был никогда. История настолько впечатлила будущего режиссера, тогда еще совсем молодого человека, что называется, без гроша в кармане, что он решил снять фильм.

О втором сезоне

Жора Крыжовников достиг своей цели, поскольку его услышала вся страна. После этого режиссер планирует сделать паузу и немного успокоиться (это касается не только его, но и остальных актеров). Не исключено, что в ближайшее время начнется работа над другим проектом, а к размышлениям о «Слове пацана» команда вернется позже. Как минимум это произойдет не раньше, чем через год.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Понравился ли вам фильм "Слово пацана"?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.