В июне он отметил 50-летний юбилей, а в августе представляет сериал “Игры” – четвертый по счету режиссерский проект. Начиная карьеру в далеких 90-х, Евгений Стычкин играл бандитов, аферистов, очаровательных романтиков, а к сегодняшнему времени подошел с огромным багажом разнообразных образов. А еще женился на коллеге Ольге Сутуловой, записался в многодетные отцы и, конечно, полюбил режиссуру, ведь по ту сторону экрана находиться не менее интересно, чем в кадре.
Творческий ребенок
Прежде чем перечислять все заслуги актера-режиссера, стоит сказать, что путь к творчеству был предопределен ему с рождения: мама, тетя и крестный – балерины Большого тетра и известный актер. Сам он учился у самого Армена Джигарханяна, а актерскую карьеру начинал с театра клоунады. Биография Евгения Стычкина помнит то непростое время, когда в середине 90-х отечественное кино переживало кризис, но актер сумел остаться в профессии. Он успел полюбиться зрителям в роли чудаковатых, но обаятельных “коротышек” и серьезных мужчин с богатым внутренним миром.
Коллеги отмечают: он умудряется выдавать сотни эмоций за минуту, много жестикулирует и заливисто смеется. Помимо режиссерских проектов, на которые соглашается раз в два года, он не забывает про кино, театр и шестерых детей. А еще, как сам признается, не любит быстро отвечать: “В слове заложена энергия, которая сразу же распыляется, как только ты произносишь его. Слово способно изменить мир как в лучшую, так и в худшую сторону. Нужно хорошо подумать, прежде чем открывать рот”. “Антикиллер”, “Любовь-морковь”, “От 180 и выше” – фильмы Евгения Стычкина можно пересматривать с годами, они вне временных рамок.
В одном лице: режиссер и актер
Звезда признается, что совмещать обе профессии бывает не просто. В “Нулевом пациенте” он работал в паре с Сергеем Трофимовым, потому, когда шел в кадр, партнер оставался в режиссерском кресле. В “Контакте” оказалось легче всех – как у актера, у Стычкина было одно небольшое появление в финале сериала. “Я как Эльдар Рязанов, – шутит он, – появляюсь где-то на заднем фоне, словно “помечаю” фильм своим присутствием”. В “Цикадах” было сложнее всех – это серьезная, полноценная работа, где Евгений оставался единственной и последней инстанцией, принимающей все нужные решения.
Стоит мне встать по ту сторону камеры, актерские амбиции пропадают. Себя снимать не люблю, боюсь начать любоваться собой, а мне интересны все остальные актеры. У меня за плечами огромное число ролей, добытых потом и мозолями, так что сегодня ремесло работает за меня.
С супругой дома и на работе
Его личная жизнь была интересна поклонникам не меньше, чем творческая. Официально он состоял в браке с пианисткой Екатериной Сканави, от которой родились трое детей. После того как он развелся с ней, поклонники задались вопросом: кто теперь жена Евгения Стычкина? С 2012 года актер связан узами брака с Ольгой Сутуловой. Это был настоящий служебный роман – вместе они снялись в пятнадцати картинах и продолжают это делать с большим удовольствием. Главное – четко разделять личные и рабочие границы.
В “Цикадах”, которые Стычкин режиссировал, Ольга сыграть мать одной из главных героинь – роль драматическая, эмоциональная. Работу с супругой Евгений вспоминает так: “Это был наш первый опыт в таких позициях. Моя жена невероятно самостоятельна и свободолюбива, но в нашем случае была полная субординация, чем я остался слегка поражен”. Дети Евгения Стычкина – еще один вопрос, которым интересуются поклонники. У актера шестеро наследников.
“Новое поколение – не такие, как мы”
Как режиссер “Цикад”, Евгений Стычкин доволен актерским составом сериала, сюжет которого вращается вокруг подростков. Они, молодые актеры, формируют состав будущего российского кино. Он считает современное поколение достаточно профессиональным, сосредоточенным на карьере и в меньшей степени – на гонорарах.
При работе с молодым поколением Евгений Стычкин придерживается жесткой иерархии, давая четко понять, что он – режиссер – главный на площадке. При этом любое свое требование он подкрепляет объяснениями, что рождает от артистов в ответ желание довериться и подчиниться. Только так, уверен Стычкин, должны строиться отношения на площадке – уважительно, доверительно и с пониманием ко всем участникам.
В режиссуре я должен быть требователен. Но это право я использую только в случае полной уверенности. Важно завоевать кредит доверия, без лишнего злоупотребления.
“Работать с мастодонтами намного ответственнее”
Новый сериал Евгения Стычкина “Игры” приоткрывает завесу подготовки к Олимпийским играм 80, когда за внешней радостью скрывается множество проблем, требующих порой жесткого решения. В этом проекте режиссеру посчастливилось поработать со звездами старой закалки, но и с ними он нашел точки соприкосновения. Особенно он отмечает Юрия Стоянова, сыгравшего Леонида Брежнева.
Свой режиссерский опыт Евгений Стычкин сравнивает со спортом, где постоянно требуется повышение нагрузки. “Игры” с большими артистами – это путь, к которому он пришел после опыта работы с подростками в “Цикадах”. Не только “восхитительные монстры” в лице Стоянова, Игоря Гордина, Алексея Серебрякова и Сергея Чонишвили, но и тема, раскрываемая в сериале, пугала своей глобальностью.
О подростках и взрослении
Стычкин признается, что каждый человек невольно прибегает к насилию, когда вынужден получать желаемое с помощью грубости или агрессии – приходится пускать в действие рычаги воздействия. Как результат – вместо удовлетворения получаешь разочарование в себе. “Работая над “Цикадами”, я наблюдал, как молодое поколение справляется с этим. Сегодня насилие кажется чем-то естественным. Мне хочется поговорить с подростками, чтобы они попытались сохранить человеческое отношение. На этом строится любовь к кому-то, только так ты сам можешь быть любим”.
Актер вспоминает, как его взросление пришлось на годы перестройки и время глобального пересмотра ценностей. Люди все еще понимали, что насилие может быть случайностью, а не системой. К сожалению, насилие перешло в новый век, сегодня молодым людям тяжело не выходить за рамки предложенной задачи.
С юных лет я поверил в простые истины – любовь всегда одерживает верх. Словно наполненный ею, я всегда знал, что решу любые проблемы, выберусь их любых передряг – и верю до сих пор. Я везунчик в части умения любить.
Для чего нужны “Игры”
Сериал переносит зрителей в особый период противостояния страны с партнерами, время холодной войны, запретов и неготовности к переменам. Тем не менее, 80-е – еще не слишком далекое время, чтобы сегодняшние люди забыли его. Олимпиаду с прощальным Мишкой помнят и знают все! Как режиссер, Евгений Стычкин хотел вернуть молодых зрителей в то время и, конечно, напомнить его всем тем, кто когда-то жил в нем.
Создатели стремились к максимальной достоверности, была использована документальная хроника того периода. Много внимания было уделено деталям – внешнему виду, домашнему интерьеру, облику города. Авторская команда пересматривала советские фильмы, перечитывала журналы, чтобы правдивее отразить особенности тех лет в сценах и диалогах персонажей. Стычкин ставил для команды такую задачу: зрители должны воспринимать сериал как кино из 80-х, которое было выпущено примерно тогда же.
От души!
Какой будет следующий режиссерский проект, Евгений Стычкин пока не знает. Как человеку с многолетним опытом в профессии, ему бы хотелось видеть больше гениальных сценариев. Они могут попасть к нему совершенно случайно и в любое время – проявится интерес, он снова сядет в режиссерское кресло.
Он признается, что много вкладывает в свои проекты, вплоть до шуток, которыми начинают говорить и актеры на площадке, и персонажи в кадре. Сказывается большой актерский опыт – это позволяет больше работать с артистами, исследовать сложности взаимоотношений героев. Не всем молодым режиссерам хватает на это времени и сил. “Не хотелось бы что-то упустить, ведь проект состоит из множества составляющих, а актеры – лишь инструменты. Можно поставить в кадр великого актера, но зрители не увидят его искры, в то время как один единственный четко срежиссированный кадр вызовет бурю эмоций”, – рассуждает Евгений Стычкин.
Он добавляет, что продолжает учиться профессии, в том числе через удачный и не очень удачный опыт, а также коллег – талантливых, разных – людей, его окружающих. Ему хотелось бы, чтобы его фильмы воплощали продолжение его самого, его эмоций и надежд и, конечно, чувство юмора, которое у него отменное.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание