Режиссер Иван Соснин: “Со зрителями я на языке семейных ценностей”

Главный режиссер киностудии Red Pepper Film Иван Соснин убежден, что современный кинематограф во многом зависит от молодежи — как в плане аудитории, так и в плане новых творческих сил. Его последние работы, включая сериал "Юг", фильмы "Пришелец" и "Далекие близкие", говорят со зрителем на языке семейных ценностей, проблем взросления и поиска взаимопонимания между поколениями. В его картинах почти всегда присутствуют подростки, через призму восприятия которых исследуются сложные взаимоотношения в семье и социуме.

Личные истории как основа сценариев

Соснин открыто признается, что темы подросткового возраста и семейных отношений занимают центральное место в его творчестве, поскольку они максимально близки его личному опыту. "Я вырос без отца, поэтому каждый второй мой фильм так или иначе посвящен поиску этого потерянного родителя. Для меня это незакрытый гештальт, который я продолжаю прорабатывать через творчество", — откровенничает режиссер.

Он уверен, что семейные драмы и комедии — неисчерпаемый пласт для кинематографа. В отличие от фантастики или космических эпопей, которые могут выйти из моды, истории о человеческих отношениях всегда будут актуальны и востребованы зрителями всех возрастов.

Молодежь в кино

В своих проектах Иван Соснин сознательно делает ставку на молодых актеров и стремится к максимальной достоверности в изображении подростковой среды. Во время подготовки к съемкам сериала "Юг" он даже организовал своеобразное исследование, попросив реальных подростков фотографировать свои комнаты и рассказывать о повседневной жизни.

"Мы постоянно задаем молодым людям вопросы: "Как вы относитесь к этому явлению? Что думаете по поводу той или иной ситуации?" Для нас крайне важно, чтобы кино выглядело и звучало естественно, отражало реальную жизнь современных ребят", — поясняет свой подход режиссер.

Обратную связь от зрительской аудитории он получает постоянно через соцсети, обсуждения после премьер и личные сообщения от поклонников. Эта живая реакция помогает ему оставаться в курсе актуальных молодежных трендов и проблем.

Осознанный выбор в пользу "здорового" кино

Фильмография Ивана Соснина заметно выделяется на фоне современного кинематографа почти полным отсутствием сцен с курением, употреблением алкоголя и ненормативной лексикой. Это не случайность, а осознанная творческая позиция.

"Я сам не курю и всегда слежу за своей речью, категорически не приемлю мат даже в рабочей обстановке на съемочной площадке. Меня искренне раздражает, когда в фильмах бездумно используют бранные слова", — делится своими принципами режиссер.

Однажды во время съемок он столкнулся с ситуацией, когда в сценарии была сцена с ненормативной лексикой. Соснин настоял на том, чтобы отснять два варианта — с матом и без - и в итоге выбрал более "чистую" версию, которая, по его мнению, не потеряла в выразительности.

Роль молодежи в современном кинематографе

Соснин убежден, что сейчас золотое время для молодых кинематографистов. После ухода многих крупных компаний с российского рынка образовался творческий вакуум, который необходимо заполнять новыми именами и свежими идеями.

"Когда мы только начинали съемки "Юга", в одной только Москве параллельно снималось около 400 различных проектов. Сейчас если посмотреть программу любого кинофестиваля, то из десяти представленных картин восемь окажутся дебютными работами", — с нотками оптимизма отмечает он.

По его мнению, эта ситуация дает уникальный шанс новому поколению режиссеров, сценаристов и операторов заявить о себе, несмотря на возможное временное снижение общего производственного уровня.

От рекламы к большому кино

Творческий путь Соснина начался в рекламной индустрии. Тринадцать лет назад он присоединился к тогда еще небольшому региональному агентству, специализировавшемуся на мероприятиях и креативных кампаниях. Постепенно команда переключилась на производство фильмов, поняв, что это направление более перспективно и интересно творчески. Первый короткометражный опыт случился восемь лет назад — это были идеи, которые не умещались в формат рекламных роликов и требовали более глубокого развития.

Как рождаются сюжеты

Режиссер черпает вдохновение прежде всего в личном опыте и переживаниях. Например, короткометражка "Интервью" о девочке, отправляющейся на поиски отца, основана на его собственной биографии.

"В детстве я случайно нашел фотографию отца, которого никогда не видел, и постоянно думал: а что, если я попытаюсь его найти? Эти размышления постепенно превратились в сценарий", — вспоминает он. Другой его проект "Большая восьмерка" возник как эмоциональная реакция на новости об отстреле бездомных собак в Казахстане перед международным саммитом. Подобное говорит о том, что настоящий автор всегда старается черпать идеи из повседневной реальности.

Короткий метр: любовь без взаимности

Несмотря на регулярные успехи на фестивалях, короткометражное кино в России по-прежнему остается маргинальным жанром с точки зрения прокатных перспектив. "Увы, короткий метр практически никому не интересен с коммерческой точки зрения. В нашей стране не выстроена система его дистрибуции — ни в кинотеатрах, ни на стриминговых платформах", — с сожалением констатирует Соснин. При этом он подчеркивает, что именно короткометражки часто становятся трамплином для полнометражных проектов, позволяя молодым авторам заявить о себе.

Полный метр и сериалы как испытание на прочность

Если короткометражный фильм можно подготовить за пару недель и снять за несколько дней, то работа над полным метром или тем более сериалом требует совершенно иного уровня организации и выдержки.

"Сериальное производство — это настоящий ад для режиссера. Представьте 50 съемочных дней, растянутых на три месяца постоянного стресса. Ты практически ничего не контролируешь, просто плывешь по этому бесконечному потоку", — делится секретами режиссер Иван Соснин.

Самое важное профессиональное качество для режиссера, по его мнению, — это феноменальная стрессоустойчивость и умение находить компромиссы в самых безнадежных ситуациях.

"Легенды наших предков": возвращение сказки

В мае 2025 года зрителей порадовали "Легенды наших предков", масштабный проект, сочетающий элементы сказки и уральского фольклора. Над созданием образов мифических существ — лесного духа Нюлэсмурта, болотной Шишиги и горного хозяина Нер-Ойки — трудилась целая команда художников по костюмам и гримеров. Для максимальной достоверности часть костюмов даже создавали из настоящих буйволиных волос, которые специально заказывали в Казахстане.

"Мы сознательно отказались от компьютерной графики в пользу практических эффектов. Это рискованный и нестандартный для современного кино подход, но мы верим, что он окупится эмоциональной отдачей от зрителей", — объясняет свой выбор режиссер. Он искренне верит, что сказка как жанр никогда не умрет — она может трансформироваться, затрагивать более взрослые темы, но всегда будет востребована аудиторией.

Вселенная Ивана Соснина

Многие зрители и коллеги отмечают, что фильмы режиссера объединены особой, узнаваемой атмосферой — одновременно простой и возвышенной, бытовой и чуть сказочной.

"Наши сценаристы даже шутят, что мы потихоньку создаем "вселенную Ивана Соснина", где персонажи из разных фильмов могли бы пересекаться и дополнять друг друга", — отмечает режиссер. Возможно, в ближайшие годы зрителей действительно ждет больше проектов в этом узнаваемом стиле — душевном, немного наивном, но всегда задевающем самые тонкие струны человеческой души.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы думаете, какое кино важнее сегодня — развлекательное или душевное, заставляющее задуматься?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.