Когда Тихон Жизневский получил премию "Звезда Театрала" за роль в фильме "Майор Гром: Игра", это стало для него приятной неожиданностью. Актер признается, что никогда не гнался за наградами, но эта премия особенно дорога ему, потому что ее вручают сами зрители. Церемония проходила в Театре Вахтангова – месте, с которым у Жизневского связаны важные воспоминания. Именно здесь он когда-то делал первые шаги в профессии, будучи студентом Щукинского училища. Выходить на эту сцену уже в качестве лауреата – особое чувство, не скрывает он. Тихон отмечает теплую атмосферу мероприятия, где собрались настоящие мастера театра и кино, многие из которых стали для него творческими ориентирами.

Между блокбастерами и камерными проектами
Ежегодно в прокате появляется по несколько проектов актера, сейчас Тихон Жизневский полностью погружен в работу над военной драмой "Ангелы Ладоги". Эта картина рассказывает о малоизвестных страницах Великой Отечественной войны и требует от актера особой эмоциональной отдачи. Свой подход к работе он объясняет так: такие роли не играются, в них нужно жить.
Параллельно актер рассматривает несколько других интересных предложений, но деталей пока не раскрывает. Четыре года в образе майора Грома сделали его востребованным в подобных амплуа, но Жизневский сознательно избегает штампов: "Когда тебе десятый раз подряд предлагают играть следователя, начинаешь искать что-то совершенно другое. Иногда это доходит до того, что хочется взяться за самый дурацкий проект! Правда, приходится вовремя себя останавливать". Среди последних его работ есть и неожиданные эксперименты, вроде эпизодической, но яркой роли в "Последнем ронине", где ему дали полную творческую свободу.

Цена популярности
На своем опыте актер Тихон Жизневский знает, как меняется жизнь после успеха. Он отмечает, что слава почти не изменила его привычный уклад. Разве что теперь после спектаклей в Александринке у служебного входа его регулярно ждут поклонники. Подобные ситуации, о которых он рассказывает, для него давно не новы: "Однажды после постановки "Воскресение" собралось около 300 человек – представьте, почти треть зала! Я был по-настоящему поражен, потому что сам никогда не стал бы дежурить у артистического входа". При этом он с теплотой относится к вниманию зрителей, ценя их искреннюю поддержку. Поклонники часто дарят ему рисунки и выполненные своими руками безделушки, а еще открытки и письма – все это Жизневский бережно хранит. Для него это не просто подарки, а частички души тех, кто приходит на его спектакли и фильмы.

Философия успеха
Размышляя о природе успеха, Жизневский предлагает неожиданный взгляд: "Парадокс в том, что успех скорее опасен, чем полезен. Он расслабляет, создает иллюзию, что можно почивать на лаврах". Актер не согласен с распространенным мнением, что талант – это дар, который можно потерять. Талант либо есть, либо его нет. Но куда важнее трудолюбие. Можно быть посредственностью, но за счет упорства добиться многого. И наоборот – обладая блестящими способностями, но не работая над собой, можно все упустить. Тихон Жизневский признается, что после каждой удачной роли начинает работать еще усерднее – по принципу "чем больше тебе дается, тем больше ты должен отдавать".

"Преступление и наказание"
Вышедший в 2024 году долгожданный сериал-экранизацию зрители… в итоге не приняли, несмотря на всю смелость авторов. Роль Разумихина, друга Раскольникова в исполнении Ивана Янковского стала для Жизневского интересным и важным опытом. Картина, однако, вызвала неоднозначную реакцию. На это актер нашел свое объяснение: "Мы понимали, что идем на риск. Это было не классическое прочтение Достоевского, а очень личное, авторское видение".
Жизневский считает, что зрители ждали традиционной экранизации, а получили почти философское эссе. Режиссер снял не столько роман, сколько свои размышления о нем. Самому актеру было интересно прикоснуться к необычному видению, данный проект он расценил как творческий вызов. А еще признается, что обычно избегает смотреть свои работы, но здесь сделал исключение – настолько необычным получился результат.

Маленькие роли – большие возможности
В блокбастере "Последний ронин" у Жизневского была небольшая, но запоминающаяся роль. Многие удивлялись, зачем ему это нужно, ведь он давно входит в ТОП самых востребованных актеров и легко мог бы получить главную роль вместо второстепенной. А он увидел в “Ронине” возможность просто поиграть и немного похулиганить: режиссер дал ему полную творческую свободу – делай что хочешь – и он решил поэкспериментировать. Вместе они придумали необычный грим, манеру поведения, даже голос персонажа. Получилось что-то вроде камео, странное, но запоминающееся. Этот опыт показал, что даже в эпизоде можно найти простор для творчества, если подходить к роли неформально.

Между коммерцией и творчеством
Актер уверен: чем выше популярность, тем сложнее выбирать достойные проекты. Подход к выбору проектов Антон Жизневский называет осознанным. Он учитывает множество факторов, от режиссера и сценария до партнеров по съемочной площадке: "Бывает, идешь за именем. Если это мастер, с которым давно мечтал поработать, можешь согласиться, даже не читая сценария".
Главным советчиком в выборе проектов для Жизневского остается его мама – человек с безупречным вкусом и профессиональным чутьем. Он смеется: если мама говорит, что это невозможно читать, он даже не смотрит в сторону такого проекта.

Театр против кино
Несмотря на успех в кино, Жизневский признается, что театр остается для него родной стихией. Кино – это всегда экспедиция: съемочная группа, переезды, нервы. Театр же – дом, где есть свой уютный ритм. Особое место в его сердце занимает Александринка, на сцену которой он выходит уже более десяти лет: "Когда поднимаешься на эту сцену и видишь зал, золото декораций – каждый раз мурашки. Каждый раз появляются мысли, неужели это правда я здесь стою?". При этом он ценит и кинематографический опыт за возможность пробовать разное, экспериментировать с образами.

Семья, дети и взросление без потери себя
После тридцати Жизневский осознал, что хочет семью. Сегодня дети для него не только радость, но и своеобразное "противоядие" от профессионального застоя. "Они не дают мне закостенеть, – улыбается актер. – С ними я чувствую себя на одной волне, они учат радоваться мелочам". Жизневский сознательно ограничивает их общение с гаджетами, предпочитая книги и живое общение. Сын Федя с года не расстается с книжками, а зачем ребенку планшет, актер искренне не понимает. Чтобы родители могли отдохнуть? Тогда зачем вообще дети?
При всей серьезности отцовских обязанностей, внутренний ребенок в актере жив: "Иногда ловлю себя на том, что стою у зеркала и говорю, какой же я, Жизневский, красавец! Интересно, и как это только удается?"

О России, мечтах и доме
Родной Калининград, Петербург, юг России – Жизневский называет разные места важными для себя, но настоящим домом сейчас считает Петербург. Он не представляю, где еще мог бы жить. Даже в сложные 90-е в северной столице было хорошо. Единственная страна, куда он мог бы уехать, – Япония. Ее он считает вышедшей из сказки. Однако в любом месте, куда бы он не отправился, он непременно заскучает по дому. Любовь к родине актер Тихон Жизневский цитирует словами Корнея Чуковского: "В России надо жить долго, тогда что-нибудь получится". И добавляет от себя: "Я не знаю, почему он так сказал, но мне здесь всегда было комфортно. Даже когда было трудно".
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание