Наказывать или игнорировать: психолог Мария Меркулова объяснила, почему родители расстраиваются из-за оценок больше, чем их дети

Какой будет ваша реакция, если ваше чадо получит плохую отметку? Вы станете кричать, отчитывать его, пить успокоительное, лишать ребенка гаджетов на определенный период? А что произойдет, если он принесет домой сплошные пятерки? Вы с гордостью будете звонить подругам и рассказывать, какого гения вам удалось вырастить? И в первом, и во втором случае реакцию назвать правильной нельзя. Почему же? На этот вопрос ответила психолог Мария Меркулова.

Родители переживают больше детей

Психолог рассказывает, что свои консультации, где присутствуют родители с детьми, она начинает с задаваемого ребенку вопроса о том, кто в семье будет больше рад получению им пятерки. Чаще всего она слышит ответ, что этими людьми будут мама с папой или бабушка (если она занимается воспитанием школьника).

Затем Мария задает следующий важный вопрос: "Кто больше всего расстраивается при получении двойки?" Ответ, как правило, идентичен. Это все те же родители и бабушка. Из этих ответов следует вывод, что родственники ликуют или горюют гораздо больше, чем сами "виновники торжества". А это, на взгляд психолога, неправильно в корне.

Ребенок - это отдельная личность

Такое явление наблюдается, когда взрослые воспринимают ребенка как часть себя. Они считают, что раз дали жизнь своему отпрыску, значит, он должен соответствовать задуманному матерью образу. Это напоминает ситуацию, когда мать старается родить младенца определенного пола или под конкретным знаком зодиака. Со зрелым родительством подобное поведение ничего общего не имеет.

Это может случиться, если папа с мамой не смогли реализоваться в своей жизни, поэтому и делают ставку на наследника. И пытаются проявлять себя в общественных отношениях через детей, достигать успеха. Это объясняет тот факт, что детские достижения и неудачи чересчур важны для них.

Вам стоит сильно задуматься, если у вас в семье наблюдается нечто подобное. Возможно, ваш досуг не отличается разнообразием, возможно, вы недовольны жизнью. Следует сначала разобраться с собой, с собственными амбициями. Не исключено, что вам нужна психологическая помощь.

Необходимо понять, что ребенок не является вещью, он представляет собой отдельную личность с собственными взлетами и падениями. При возникновении у него проблем (например, плохих оценок) ему нужно научиться самостоятельно решать их или же обратиться за помощью к учителю, а не к родителям.

Оценки - это не главное

Поэтому если сын или дочка принесли домой плохую отметку, не следует обрушивать на них потоки критики, напротив, необходимо проявить сочувствие, оказать поддержку, а если очень нужно, то в особых случаях и помощь.

Меркулова подчеркивает, что в первую очередь школьник нуждается в эмоциональной поддержке, а не в криках, нравоучениях и истериках. Не нужно становиться ему судьей или палачом, следует оставаться любящим родителем.

Ведь оценки - это не самое главное. Сначала папы и мамы должны задуматься: а для чего, собственно, их отпрыски посещают школьные занятия - для знаний или для отметок? Что важнее - изучить досконально русский язык с математикой или уметь думать, анализировать, делать открытия? Быть может, родители забывают о главном, чему хотят научить детей на самом деле, уделяя слишком много внимания успеваемости?

Долой стереотипы!

Одна мама радостно заметила в родительском чате: "Наконец-то, каникулы!", и получила дружную поддержку остальных участников. Такое впечатление, что родители ждут этого события больше, чем дети. Они хотя бы на неделю получают передышку: им не нужно переживать об успеваемости, проверять домашние задания или делать их вместе с сыном или дочкой.

В головах родителей часто живет стереотип о том, что хорошая учеба является гарантией поступления в престижный вуз, а это, в свою очередь, сулит жизненный успех. И пока эта связка присутствует, никуда не денется и беспокойство об успеваемости. Ведь не переживать о будущем своего отпрыска просто невозможно.

Однако чем больше тревоги за оценки и стремления контролировать школьника, тем меньше он хочет учиться. А значит, снова переживания. И чтобы этот круг наконец разомкнуть, следует рассматривать учебу не как на процесс, существующий лишь для оценки знаний. Ведь образование, по сути, сводится к познанию окружающего мира.

Список целей

Психолог предлагает составить список из нескольких глобальных целей для сына или дочери, как вы их видите. При этом не следует иметь в виду, например, получение золотой медали. Ведь это не цель, а средство, которое, возможно, вашему ребенку и не нужно. Целью не могут быть и отличные отметки, так как это фактор субъективный.

В качестве ориентира можно взять воспитание самостоятельности, умения думать и делать выводы, стремления к новому. После этого нужно понять, что для достижения этих целей можете сделать вы. Например, в ваших силах поддерживать в ребенке порывы к самостоятельным действиям, не мешать ему делать домашнее задание, спокойно относиться к обсуждению плохих отметок, не зацикливаться на неудачах.

Обсуждению не подлежит

Прописав цели, задумайтесь, а удалось ли вам самим достичь их. Отличаетесь ли вы самостоятельностью при принятии решений? Способны ли к анализу информации? Если нет, то постарайтесь понять, что помешало вам. А если да, то определитесь, что помогло вам стать такими.

При этом список целей не подлежит обсуждению с сыном или дочкой. Он должен оставаться ориентиром именно для вас в сложных ситуациях. Он не даст забыть о главном: для чего вы совершаете тот, а не другой поступок.

Школьные годы являются замечательным временем, когда закладываются не только знания предметов, но и нужные умения и навыки. Благодаря последним можно найти свое место под солнцем и достичь успеха в жизни.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы ругаете своих детей за плохие отметки в школе?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.