У одареннных детей плохая успеваемость в школе, потому что они не умеют учиться

Вряд ли найдутся на свете родители, которые не мечтали бы о том, чтобы их ребенок был одарен, талантлив или же и вовсе оказался вундеркиндом. И, конечно же, нет взрослых, которые не гордились бы теми успехами, которые демонстрируют их маленькие дети. Большинство из них уверены в том, что у одаренного, умного, талантливого ребенка попросту не может возникнуть проблем с обучением и нахождением своего призвания во взрослой жизни.

В чем проблема?

Но как только внушающий гордость родственникам малыш отправляется в первый класс, случается нечто, чего члены семьи понять не могут. Умный и талантливый ребенок получает плохие оценки и совершенно не проявляет интереса к занятиям. Школа зачастую не привлекает его и как место для общения с другими детьми.

Проблема низкой успеваемости одаренных детей известна давно. Более того, на свете немало гениальных ученых, талантливых артистов, успешных бизнесменов, которые не просто учились из ряда вон плохо, но и вовсе не сумели закончить школу.

Конечно же, не все родители готовы смириться с тем, что их гениальный ребенок получит аттестат с тройками или же и вовсе останется без него. Родные пытаются бороться с низкой успеваемостью разными способами, зачастую они просто стараются «заставить» ребенка учиться, подавляя своим авторитетом, угрозами, требованиями, ставя в пример других детей.

Подобное поведение, как и полное игнорирование низких оценок, приводит к тому, что ребенок полностью замыкается в себе и вместо «прилежного вундеркинда» к подростковому возрасту превращается в бунтаря, игнорирующего все социальные устои и, конечно же, ни во что не ставящего как родителей, так и учителей.

Порой из «подросткового бунта» одаренных детей появляется и нечто весьма неплохое, например, они становятся рок-звездами или успешными бизнесменами. Но таких случаев очень мало. Поэтому не стоит рисковать и следует разобраться в проблеме и найти способ помочь маленькому гению заинтересоваться учебой и начать получать хорошие оценки.

Почему умные дети получают двойки?

Психологи, изучающие феномен «гениев-двоечников», полагают, что низкие оценки обусловлены уровнем самооценки. У одаренного ребенка, получающего тройки и двойки, она может быть чересчур низкой или же, наоборот, излишне завышенной. И, как ни странно, в этом виноваты взрослые члены семьи, возлагающие на маленьких гениев большие надежды.

Низкая самооценка формируется в том случае, если к ребенку постоянно предъявляются завышенные требования. Как правило, если он не справляется с возложенной задачей на «5+», а выполняет работу на «4+», то это становится поводом к жесточайшей и длительной критике. Итогом подобного отношения становится отсутствие мотивации к любым видам деятельности. Зачастую такие дети и вовсе стараются избежать необходимости посещать занятия или выполнять какие-либо поручения, поскольку не хотят разочаровать родителей и столкнуться с критикой, унижающей детское достоинство.

Завышенная самооценка возникает у малышей в семьях, в которых родители поступают с точностью до наоборот. Если их ребенок получает плохую отметку в школе или же воспитательница детского сада низко оценивает его поделку, рисунок и не выставляет на почетное место – родители винят педагогов. Позиция таких пап, мам, бабушек и дедушек такова – к их ребенку придираются, ему специально не ставят хорошие отметки, потому что завидуют его одаренности, ведь их (учителей) дети не настолько умны и талантливы.

Оба стиля поведения приводят к тому, что дети полностью утрачивают интерес к учебе и не считают нужным даже немного постараться ради того, чтобы получить хотя бы четверку на уроке.

Что можно сделать?

Психологи утверждают, что единого рецепта борьбы с плохой успеваемостью не существует.

В первую очередь родителям следует сделать невероятное трудную вещь – взглянуть на себя со стороны и адекватно оценить:

  • собственное отношение к ребенку;
  • реакции на его неудачи;
  • ежедневное поведение;
  • манеру общения с малышом.

Как правило, те, кому это удается, испытывают недоумение и не понимают, как могли вести себя таким образом. Но это лишь половина начального этапа исправления ситуации. Справившись с этой задачей, нужно отыскать способ, прибегнув к которому можно будет исправить ситуацию.

Способы исправления ситуации

Психологи обращают внимание родителей «гениев-двоечников» на то, что к каждому ребенку нужен свой подход. То, что сработало с одним малышом, может не помочь втянуться в учебный процесс другому ребенку.

Специалисты рекомендуют использовать следующее:

  • хвалить ребенка за каждое достижение и завести «журнал успехов»;
  • дать малышу возможность проявлять самостоятельность, например, не контролировать процесс выполнения домашнего задания, а просто проверять результат;
  • выяснить, чем на самом деле интересуется ребенок, и записать его в кружок, соответствующей тематики;
  • поощрять не деньгами и подарками, а собственным вниманием, выражением любви и заботы, совместными занятиями, например, поездкой на природу;
  • научиться «выключать режим родителей» и становиться ребенку другом, когда это требуется;
  • установить семейные правила и четко их выполнять, вне зависимости от каких-либо обстоятельств.

Как правило, эти способы меняют отношение маленького ребенка к обучению в школе, но с подростками они срабатывают редко.

Как мотивировать подростка?

Не каждый одаренный ребенок, получающий плохие отметки, становится «трудным» подростком, постоянно отсутствующим дома или устраивающим скандалы родителям. Современные «бунтари» нередко проводят время за компьютером, многие из них даже непросто самовыражаются в играх, а становятся успешными блогерами или стримерами, неплохо зарабатывающими.

Как же побудить такого ребенка к обучению? Психологи рекомендуют задействовать «практичный прагматизм». То есть, нужно донести до ребенка то, зачем ему нужен школьный аттестат с хорошими отметками. Разумеется, акцентировать внимание нужно не на абстрактном будущем, а на конкретных вещах, входящих в сферу интересов подростка.

Новый взгляд на эту проблему: зарубежное исследование

Исследователи из Консультационного центра по психологии одаренности Университета Юлиуса Максимилиана Вюрцбурга (Германия) решили забыть о типичных шаблонах и изучить проблему «с нуля».

Ученые пришли к выводу, что одаренные дети получают плохие отметки по двум причинам:

  • не умеют учится последовательно, так, как это делают обычные малыши;
  • не понимают механизмов и стратегий обучения и не имеют мотивации к их освоению.

Эти причины схожи между собой, первая порождает вторую.

Пример первой причины - маленькие дети в прописях сначала выводят «палочки» и «кружки», а потом переходят к более сложным элементам. Гении же просто пролистывают пропись и «рисуют» букву сразу и, как правило, очень криво. Результат- двойка. Вторая же причина кроется в первой. Как это ни странно, но гениальные маленькие дети не понимают, как именно работает система обретения навыков и знаний. То есть, возвращаясь к примеру, дети не могут понять необходимости многократного выведения в прописи «палочек», а мотивация к этому занятию у них отсутствует.

В состав фокус-группы вошел 341 ребенок, возрастной разброс – с 6-го по 8-й класс. Они прошли стандартизированный тест, который показал, что 129 из них с коэффициентом интеллекта более 120 могут быть классифицированы, как высоко одаренные, а 196 - как «середнячки». Оставшиеся 16 участников исследования тестирование не проходили.

Психологи пришли к выводу о том, что одаренных детей нужно в буквальном смысле «научить учиться», и больше ничего не требуется.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А что думаете вы? Почему одаренные дети плохо учатся?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.