Создает иллюзию свободы: так ли страшно дистанционное обучение, как его "малюют" (плюсы и минусы новой образовательной реальности)

Весна прошлого года стала настоящим испытанием для семей с детьми-школьниками. Тогда ребят впервые перевели на дистанционное обучение. Сейчас очная форма чередуется с дистантом: в соответствии с тем, действуют ли ковидные ограничения или нет. Разбираемся, так ли плох формат онлайн-обучения, какие у него есть плюсы и минусы.

Плюс: отсутствие привязки к учебному заведению

Ребенок может поспать подольше, поскольку ему не нужно добираться до школы. С финансовой точки зрения это выгодно и родителям в том числе, поскольку можно сэкономить на транспортных расходах.

Особенно хорошо переходить на дистант в холодное время года, когда дни уменьшаются. При очной форме обучения школьники вынуждены вставать и выходить из дома еще тогда, когда на улице темно, чтобы добраться до учебного заведения.

Минус: отсутствие психологических «якорей»

Когда человек начинает посещать психотерапевта, врач назначает встречи на одно и то же время. Тогда пациент знает, что по вторникам и четвергам в десять утра, например, у него гарантированно состоится встреча со специалистом.

Знаете ли вы, что подобный трюк имеет на самом деле терапевтический эффект? Одно и то же время встреч назначают психотерапевты тем пациентам, которые страдают от излишней тревожности, беспокойства, неуверенности в завтрашнем дне, которые не чувствуют стабильности и находятся в эмоциональном плане «в подвешенном состоянии»? Так вот консультации с врачом в одно и то же время помогают больным в исцелении. Они начинают чувствовать себя более уверенно, надежно, защищенно.

Точно такой же терапевтический эффект имеет и школа: точнее, ее очная форма обучения. Ребенок знает, что с понедельника по пятницу, например, ровно в девять утра у него начинаются занятия, и он будет в школе. И так продолжается неделя за неделей, год за годом. Это вселяет в ребенка чувство надежности, способствует полноценному развитию его психики. Это и есть тот самый «якорь», как говорят психологи.

Когда же сегодня школьник на дистанте, завтра в школе, когда график размыт, когда занятия начинаются в разных местах и в разное время, это негативным образом отражается на детской психике и может вызвать повышенный уровень тревоги, беспокойства и т. д.

Плюс: удобный ритм обучения

Дистанционное обучение очень подходит детям, которые медленно усваивают материал. Ведь в школе время урока ограничивается 45 минутами, учителю нужно уложиться в это время, донести весь материал. Школьников нередко поторапливают, не дают времени на то, чтобы обработать новую информацию.

В дистанционном режиме есть возможность в спокойной обстановке подольше посидеть над уроками, лучше освоить новый материал. Не нужно пытаться уложиться в какое-то определенное время, поспевать за другими учениками.

Плюс ко всему, если что-то непонятно, есть возможность повторно обратиться к пройденному материалу, пересмотрев презентации, видеоуроки. Подобный вид обучения лишает дополнительного стресса школьников, которым необходимо больше времени на усвоение учебного материала.

Минус: создание иллюзии свободы

Двадцать процентов взрослых склонны к прокрастинации, то есть к откладыванию дел «на потом». У студентов эта цифра составляет 30 процентов, а у детей она просто «зашкаливает». Мало кто из школьников способен использовать предоставленную ему свободу для того, чтобы посвящать всецело время учебе.

Представьте, что ребенок на дистанте, родители на работе. Нет тех людей, которые могли бы его контролировать. Конечно, большинство ребят будут заниматься тем, что им нравится. Даже у взрослых людей не всегда самодисциплина на высшем уровне, что уж говорить о детях. Детей нужно подталкивать, направлять, чтобы воспитывать в них самоорганизацию и самоконтроль. Эти качества не появляются просто так. И если предоставить детей самим себе, то данные черты не сформируются, что впоследствии приведет к сложностям во взрослой жизни.

Плюс: воспитание самодисциплины и выработка мотивации

Этот пункт вовсе не противоречит предыдущему, но он может быть реализован только при грамотном подходе учителей и родителей. А для этого потребуется дать ребенку мотивацию для учебы плюс научить его основам тайм-менеджмента и заложить основы самоорганизованности. Это дело не одного дня.

Зато в долгосрочной перспективе от такого воспитания будут одни только плюсы. Ребенок перестанет воспринимать свободу как вседозволенность. Ему дают возможность учиться в удобном режиме, оставляют одного, а это значит, что ему доверяют. Чем выше степень доверия, тем больше у ребенка будет мотивации для того, чтобы не разочаровать родителей, и вполне вероятно, что в их отсутствие он будет заниматься учебой, чтобы потом продемонстрировать результаты своей работы, тем самым оправдав доверие взрослых. Это формирует высокий уровень осознанности.

В дальнейшем ребенок вырастет и будет продолжать заниматься самообразованием. Ему не нужен будет жесткий контроль извне для осуществления поставленный целей. Это очень ценное качество, которое сегодня ценится всеми без исключения работодателями.

Минус: невозможность удержать внимание учеников

Учителям при дистанционном обучении приходится несладко. При очной форме занятий педагог может установить контакт со школьниками, вовлечь их в диалог. Он видит, кто чем занят, может даже по глазам понять, как усвоил материал тот или иной школьник.

Если обучение происходит в формате видеоуроков, то педагогу сложно удержать внимание учеников. Может сложиться впечатление, будто учитель просто говорит в пустоту. Педагог не может проконтролировать учеников, не знает и не видит, кто его слушает, чем занимается и т. д. Соответственно, ему тяжелее поддерживать интерес к своему предмету, что является большой проблемой.

Плюс: быстрая обратная связь

При дистанционном формате обучения больше осуществляется индивидуальный подход к ученикам. Школьник может задать учителю интересующий вопрос в чате, быстро получить на него ответ. Опять же, будет больше времени на усвоение, ведь ответ учителя можно в любое время перечитать, эти данные зафиксированы и никуда не денутся.

Выводы экспертов

На одном образовательном форуме в Санкт-Петербурге опытные педагоги изучили все плюсы и минусы дистанционного образования, сравнили его с очной формой обучения. Практически все согласились с тем, что оставлять один дистант — это не очень хорошо. Все-таки отсутствие личного контакта педагогов и учеников может подорвать качество обучения. Плюс детям необходима социализация, а в домашних условиях реализовать ее невозможно.

Наиболее оптимальный вариант, по мнению экспертов, это сделать микс из дистанта и очной формы обучения. Видеоуроки сделать более интерактивными, увлекательными — это позволит повысить уровень мотивации и интерес к учебе у школьников. Но для этого педагогам потребуется проявить креативный подход. Лучше всего с этой задачей справятся молодые специалисты. Педагоги более зрелого возраста не слишком сильны в цифровых технологиях, им будет сложно адаптироваться к дистанту, поэтому будет правильнее, если они будут проводить уроки в очной форме.

В то же время некоторые педагоги на образовательном форуме выразили мнение, что в будущем обучение будет осуществляться исключительно в дистанционном режиме. Сейчас кажется, что это невозможно, но практика показывает, что в современном мире кардинальные изменения происходят быстро и весьма неожиданно.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какой формат обучения импонирует больше вам?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.