Возвращать практику или нет? Нужно ли ставить оценки за поведение ребенка: за и против

В последнее время стали все активнее поднимать вопрос о возвращении оценок за поведение в школы. И это вызывает неоднозначную реакцию в обществе. Члены президентского Совета по правам человека считают, что это поможет в воспитании дисциплины и ответственности у учеников. Более того, председатель СПЧ Валерий Фадеев даже предложил не допускать к итоговым экзаменам тех, кто получит двойку за поведение.

С другой стороны, есть много сомнений относительно целесообразности такой инициативы. Как оценка поведения скажется на психологическом климате в школе? А на взаимоотношениях между учителями и учениками? А что, если такая практика усилит социальное расслоение в школьных коллективах? Вопросов пока больше, чем ответов.

Когда и почему отменили оценки за поведение

Многие еще помнят те времена, когда в российских школах практиковали оценки за поведение учеников, только они были отменены. Все началось с момента введения электронных дневников. Тогда посчитали, что учителя смогут напрямую информировать мам и пап обо всех проступках детей - через электронные журналы. Только на практике это привело к неприятному эффекту.

Педагоги оказались перегружены. На то, чтобы фиксировать каждое мелкое нарушение в электронном формате, у них попросту не осталось ни времени, ни сил. В итоге такую практику просто-напросто отменили.

Когда дети приносили оценку в дневнике, было лучше?

Вопрос напрашивается сам собой. Да, в какой-то степени действительно было лучше. Ребенок приносил домой дневник, в котором учителем была выставлена оценка за поведение. Мамы и папы видели отметку и задавались соответствующими вопросами, если она была плохой.

Неудовлетворительные оценки можно было обсудить с педагогами - с этого начинался конструктивный диалог. А с внедрением электронных дневников связь окончательно оборвалась. Сейчас многие родители лишь изредка замечают какие-то краткие заметки в электронном дневнике о поведении детей. И большинство даже не придает этому большого значения. Многие просто усмехаются и крутят пальцем у виска, не вникая в суть происходящего.

На поведение детей перестали обращать внимание: к чему это привело

Задача школы - не только давать знания, но и воспитывать культуру общения, прививать правила поведения, а также следить за внешним видом детей. По этой причине оценки за поведение и были важной составляющей образовательного процесса.

С отменой этой практики внимание к поведенческой стороне школьной жизни почти полностью сошло на нет. Педагоги и директора учебных заведений все чаще стали отмечать, что дети нарушают правила, проявляют агрессию и даже позволяют себе распространять слухи о преподавателях в социальных сетях. И все это остается безнаказанным! Учителя даже не могут достучаться до многих родителей - те только руками разводят, мол, воспитывайте!

На деле же школьники просто пользуются своей безнаказанностью. А почему бы и нет? Учителя могут только сделать замечание или пожаловаться маме с папой. Хоть немного приструнить оценкой за поведение они не могут.

За наглость не наказывают - это порождает буллинг

Проблема буллинга в школах становится все более острой, и причина этого отчасти кроется в отмене оценок за поведение. Сегодняшняя статистика пугает: более половины детей и 70% учителей в нашей стране сталкиваются с травлей и агрессией в стенах школ. И это давно не просто детские шалости - все чаще речь идет о реальной угрозе психическому здоровью, а порой и жизни объектов травли.

Только педагоги бессильны, они не могут бороться с проблемой. Ученики устраивают драки, жестко обижают одноклассников, а родители встают на их защиту, потому что понимают, что никакого наказания их ребенок нести не станет. Исключат из школы? Это крайняя мера, до которой редко доходит. Ну и подумаешь, школ еще много!

Порой учителя даже не пытаются говорить с родителями о поведении их детей: боятся, что те сразу бросятся в обвинения. Некоторые даже угрожать начинают. Можно было бы хоть как-то сдержать поведение детей оценкой, но и этого инструмента преподавателей лишили.

Конечно, одними оценками проблему травли не решить, нужны и дополнительные меры, на уровне законодательства. Но практика отметок за поведение могла бы хоть как-то сдержать агрессию и хулиганство среди школьников.

Казалось бы, оценки за поведение надо возвращать. Но что, если они навредят детям? Ведь у всего в этом мире есть две стороны - как хорошая, так и плохая. Какие негативные стороны могут быть у возвращения практики оценок за поведение? Давайте разберем несколько ниже.

"Неуды" за поведение - дополнительный стресс для ребенка

Особенно остро эта проблема может коснуться учащихся старших классов. У них уже есть осознание того, что от успеваемости во многом зависит дальнейшее образование и жизненные перспективы. Теперь к этому грузу прибавится еще и необходимость "держать марку" - зарабатывать хорошие отметки за поведение. Это может вызвать у детей стресс, который не самым лучшим образом отразится на психическом здоровье.

Давайте будем честны: школьная нагрузка и так непосильна для многих учеников. Она вызывает и тревогу, и депрессию, и другие эмоциональные проблемы. Введение оценок за поведение может еще сильнее усугубить проблему, дети подвергнутся еще большему давлению. В попытках соответствовать ожиданиям педагогов и родителей они будут находиться в постоянном напряжении. Разве от этого будет лучше?

Из-за оценок за поведение проблемные дети могут еще сильнее отдалиться от системы

Скорее всего, самые проблемные ученики будут получать одни "неуды" и, как следствие, они окончательно утратят всякую мотивацию к соблюдению школьных правил. Учебный процесс вообще перестанет их волновать. Получается, вместо того чтобы исправить ситуацию, оценки за поведение еще больше оттолкнут от системы образования тех детей, которым она нужна больше всего.

Психологи много раз доказывали, что ребенка лучше воспитывать, поощряя и мотивируя, а не наказывая. Но система оценок за поведение по сути является именно карательной мерой, которая поставит клеймо на "трудных" детях. В итоге они окажутся загнанными в угол и окончательно разочаруются в школе.

Конкуренция между детьми может породить новые конфликты и социальное расслоение

Понимая, что от поведения зависит оценка, многие дети начнут стремиться любой ценой добиться лучшей отметки за свое поведение. Кто-то начнет выслуживаться перед учителями или доносить на одноклассников. Здоровая, дружеская атмосфера в классах начнет постепенно разлагаться, появится дух соперничества и недоверия.

Скорее всего, найдутся ученики, которые будут следить друг за другом, выискивая малейшие проступки, чтобы потом пожаловаться педагогу. Надо ли говорить, что это породит социальную напряженность и маргинализацию тех школьников, которые не впишутся в установленные нормы?

Оценки за поведение могут стать поводом для злоупотребления педагогов

Право выставлять оценки - мощный инструмент влияния, который педагоги могут использовать для манипуляций как детьми, так и их родителями. Кто-то начнет использовать их с целью мести или для сведения личных счетов с отдельными школьниками. Под предлогом нарушения дисциплины кто-то начнет добиваться своих выгод и от детей, и от их родителей. Не исключен и явный шантаж.

В любом случае, прежде чем принимать решение о введении оценок за поведение, надо тщательно проработать критерии их выставления. Важно и обсудить это с обществом. Только комплексный подход с учетом всех мнений сможет обеспечить эффективность и справедливость инициативы.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы считаете, нужно ли возвращать оценку за поведение в школы?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.
Новости и общество
Новости и общество
Новости и общество