Ребенку плохо в школе: 8 признаков, которые говорят лучше всяких жалоб. Друзья и поздние подъемы выдают сразу

Родителям не всегда просто понять, что их ребенку нелегко дается учеба или общение со сверстниками в школе. Некоторые тревожные признаки дети сами зачастую маскируют под банальные капризы или детскую хитрость, чтобы избежать лишних расспросов. А порой и самим мамам с папами невдомек, что у ребенка в школе не все так гладко: старшие думают, что ребенок просто "характер показывает".

Однако внимательные родители запросто улавливают даже самые тонкие сигналы неблагополучия в школе. Давайте рассмотрим их.

У ребенка меняется круг друзей

Если раньше он только и делал, что общался со сверстниками, охотно делился рассказами о школьных приятелях, а теперь предпочитает одиночество или общение с более младшими детьми, это может оказаться тревожным сигналом. Не исключено, что ребенок столкнулся с ситуацией травли или изоляции в классном коллективе и теперь испытывает серьезные трудности в налаживании здоровых социальных контактов.

Дело в том, что дети, оказавшиеся в такой ситуации, часто стараются дистанцироваться от сверстников, с которыми им некомфортно. Иногда они переключают внимание на общение с малышами, которые не создают угрозы для их хрупкой самооценки.

Такие перемены в поведении лучше внимательно отслеживать и пытаться выяснять их причины сразу, как только замечаете что-то неладное. Главное, делайте это мимоходом, ненавязчиво.

Нежелание рано вставать по утрам

Этот признак хорошо характеризует проблемы у тех детей, которые раньше сами подрывались с кровати, чтобы собраться и поскорее пойти в школу. Если же теперь ребенок еле открывает глаза и с трудом заставляет себя покинуть постель, это может быть связано со стрессом или даже депрессивными проявлениями. Не исключено, что они возникают именно на фоне школьных проблем.

Важно понимать, что вялость и усталость по утрам совсем не характерны для активных, любознательных детей, привыкших к насыщенному распорядку дня. Изменения в режиме сна и бодрствования чаще всего отражают эмоциональные проблемы ребенка. Возможно, он испытывает сильное напряжение из-за сложностей в учебе или проблем в общении со сверстниками. Заметили такое - надо вмешиваться, пока ситуация не усугубилась.

Потеря аппетита или, наоборот, переедание

Сильные перепады в аппетите - полная потеря интереса к еде или, наоборот, постоянное переедание - очень часто отражают эмоциональные проблемы, с которыми столкнулся маленький человек. Тревога, стресс или подавленность, которые возникают в связи с трудностями в школе, очень часто приводят к нарушению привычного режима питания.

Все перечисленные реакции организма - это своего рода сигнал о психологическом неблагополучии ребенка. Важно понимать, что эта сфера напрямую связана с эмоциональным и даже физическим состоянием ребенка, и не игнорировать все те сигналы, которые она посылает.

Частые жалобы на плохое самочувствие

Любой ответственный родитель должен внимательно реагировать, если ребенок жалуется на плохое самочувствие (особенно если он стал делать это систематически, тем более перед походом в школу). Головные боли, боли в животе, общая слабость и недомогание могут оказаться вовсе не симуляцией, а самыми настоящими признаками заболевания или даже проявлениями психосоматики.

Важно понимать, что, когда ребенок испытывает серьезные трудности в школьной среде, он часто использует эти симптомы, чтобы привлечь внимание взрослых к своим проблемам. Так он пытается получить поддержку и помощь, если не решается напрямую рассказать о своих переживаниях. Маме с папой лучше реагировать на все поступающие жалобы, даже если кажется, что они больше похожи на симуляции.

Резкие перепады настроения

Если раньше ребенок был уравновешенным и жизнерадостным, а теперь то и дело становится раздражительным, агрессивным или, наоборот, подавленным, это может говорить о наличии серьезных проблем в его школьной жизни.

Резкие колебания настроения говорят о том, что внутри ребенка происходит борьба с трудными переживаниями. Просто с ними он пока не умеет справляться самостоятельно в силу отсутствия жизненного опыта. Тем не менее все эти эмоциональные всплески отражают напряжение, тревогу или даже депрессию - состояния, которые возникают на фоне проблем с учебой, конфликтами со сверстниками или отчужденностью взрослых.

Заметили, что ребенок часто становится вспыльчивым, - лучше не наказывайте, а пробуйте установить первопричину такого поведения. Это поможет быстрее решить проблему.

Снижение успеваемости

Этот признак особенно заметен на детях-отличниках, которые еще недавно на лету улавливали все знания, получали хорошие оценки, а теперь это все куда-то делось: успеваемость упала, к знаниям тоже нет никакого интереса. Тут наказания со скандалами не помогут - надо разбираться, что не так в жизни ребенка.

Возможно, ваш школьник испытывает серьезные трудности в усвоении программы или же он столкнулся с проблемами во взаимоотношениях со сверстниками и учителями. Ухудшение оценок может оказаться сигналом о наличии эмоциональных или психологических барьеров, которые мешают ребенку нормально справляться с учебными задачами. Надо разбираться и корректировать.

Ребенок не хочет разговаривать о школе

Если ребенок ни в какую не хочет рассказывать, как у него дела в школе, какие предметы ему нравятся и что они с одноклассниками делали на перемене, стоит задуматься: а все ли хорошо? Скорее всего, есть проблема, и она особенно остро стоит, если буквально недавно ваш сын или дочь взахлеб рассказывали какие-то "пустяковые" истории о школьной жизни, а тут они... закончились!

Не исключено, что причина такой скрытности банальна: ребенок не хочет или не может рассказать о том, что его на самом деле волнует и тревожит. Он начинает чувствовать себя смущенным, напуганным или даже стыдиться того, что происходит в его школьной жизни. Заметили такое - постарайтесь тактично расспросить сына или дочь о том, что происходит за стенами класса. Ваша задача - понять, что за сложности случились в жизни ребенка и как с ними можно справиться.

Никаких дополнительных занятий - ребенок думает, как бы ему убить время впустую

Если мальчик или девочка, которые совсем недавно нормально относились не только к учебе, но и к дополнительным занятиям после нее, теперь всячески их избегают, стоит разобраться в причинах таких перемен.

Да, не исключено, что ребенок просто физически и эмоционально устал от насыщенного школьного ритма. Если это так, отдыха будет достаточно, очень скоро ребенок снова вольется в прежний ритм.

Но в таких случаях не стоит исключать и вероятность некомфортной атмосферы в самой школе! Быть может, таким способом школьник пытается избежать новых контактов со сверстниками или учителями? В любом случае такое поведение требует пристального внимания. Ваша задача - выявить реальные причины и подумать, что с ними делать.

Как видите, понять реальную обстановку, царящую в школе, несложно. Надо лишь проявить внимательность: посмотреть за тем, как ваш ребенок живет, о чем говорит, какие привычки у него появились или, наоборот, пропали.

Не забывайте, что внимание и поддержка близких могут сильно облегчить ситуацию, если ребенку приходится непросто в школе. Увы, не все мамы и папы это понимают - начинают кричать и даже наказывать ребенка за "капризы". И это все вместо того, чтобы помочь ему справиться с возникшими трудностями.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как вы считаете, что выдает наличие проблем ребенка в школе?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.