С нового учебного года 84 российским школам предстоит стать пилотными площадками для внедрения эксперимента — выставления оценок за поведение учеников. Инициатива вызвала неоднозначную реакцию как среди педагогов, так и среди родителей. Давайте разбираться, зачем нужна оценка за поведение.

Аргументы за
Начиная с 1 сентября начнется эксперимент по выставлению оценок за поведение. Сторонники идеи уверены, что новые оценки станут инструментом воздействия на школьников, допускающих грубое или агрессивное поведение. В особенности это станет механизмом борьбы с буллингом (как в отношении учеников, так и в отношении педагогов). У учителей появится дополнительный рычаг воздействия на агрессивных детей.
Такая мера может стать стимулом как для отдельного ученика, так и для всего классного коллектива. Важно, чтобы школа становилась безопасным и дружелюбным пространством. Кроме того, оценка за поведение — это сигнал родителям. Если ребенок получает двойку, это должно стать поводом для разговора дома, а не просто очередной записью в дневнике.

Аргументы против
Критики же указывают на множество потенциальных проблем. Например, в некоторых случаях оценка за поведение может усугубить ситуацию. Например, если подростку-хулигану поставить двойку, он может стать героем среди сверстников, и это никак не повлияет на его поведение.

Прежде чем ставить отметки, нужно понять причины плохого поведения. Иногда это связано со здоровьем (например, синдром дефицита внимания), иногда — с банальным незнанием норм.
Еще одна проблема — субъективизм. Учителя могут быть склонны к предвзятому отношению, особенно если испытывают личное раздражение к определенному ученику. Оценки за поведение могут стать плодородной почвой для спекуляций.
Также остается неясным, какие последствия будут у плохих оценок. Если они не влияют на итоговые результаты и экзамены, то какой смысл их ставить? Многие подростки просто перестанут обращать на них внимания.

Как было раньше
Интересно, что идея оценок за поведение не нова. В советское время такая практика существовала. С 1943 года в школах действовали «Правила для учащихся», подразумевающие систему оценки поведения. Четверка могла стать сигналом тревоги, а тройка — предупреждением о возможном исключении. Только при отличном поведении выпускник получал аттестат.
В 1970 году система была немного смягчена, и вместо числовых оценок стали использовать три категории: «примерное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». При «неуде» выдавали справку, а не аттестат. Отмена произошла в эпоху перестройки, когда акцент сместился на гуманизацию образования.

Возможные последствия
Один из самых острых вопросов — как будут применяться оценки за поведение. Глава Совета по правам человека предложил даже не допускать до итоговых экзаменов тех, кто получает двойки по поведению, даже если общая успеваемость в школе удовлетворительная. Однако такие меры могут вызвать протесты со стороны родителей и правозащитников.

Стоит также подумать о том, как защитить права детей. Нельзя допустить, чтобы оценка за поведение стала инструментом давления или манипуляции со стороны отдельных педагогов. Необходимы четкие критерии и механизм проверки объективности выставляемых оценок.

Альтернативные пути решения проблемы
Многие эксперты указывают, что одной только оценки за поведение недостаточно. Нужны комплексные меры: психологическая поддержка, воспитательные программы, работа с родителями, законодательные изменения, направленные на борьбу с буллингом. Вместо того чтобы ставить двойки непослушным ученикам, было бы намного разумнее ужесточить меры наказания за травлю. Причем не только для самих учеников-буллеров, но также для их родителей, которые не уделяют должного внимания их воспитанию.

Заключение
Введение оценок за поведение — это эксперимент, который может показать, как современная школа справляется с вызовами времени. Но важно помнить, что любые меры эффективны только тогда, когда они сопровождаются реальной работой с детьми, учителями и родителями.
Оценка за поведение не должна стать «волшебной палочкой», которая резко заставит детей вести себя хорошо. Это лишь один из возможных инструментов, и использовать его нужно с умом. Пока сложно сказать, принесет ли эксперимент желаемый результат или окажется еще одним формальным нововведением.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание