Иуда совсем не предавал Иисуса? Евангелие от Иуды ставит под сомнение некоторые христианские истины

Евангелие от Иуды - христианская апокрифическая рукопись, написанная на коптском языке. Методом радиоуглеродного анализа удалось установить, что она была создана между 220 и 340 годами нашей эры. Несколько лет назад был опубликован ее современный перевод. Это гностическое учение, в котором Иуда представлен единственным последователем Иисуса, которому Спаситель обучал космологии и посвящал в свои тайны. Если внимательно изучить текст, можно прийти к выводу, Иуда мог не предавать своего учителя, а некоторые христианские истины вовсе оказываются под сомнением.

История рукописи

В результате тщательного текстового анализа особенностей письма, изучения греческих заимствований, ученые пришли к выводу, что Евангелие от Иуды, по всей видимости, перевод греческой рукописи, которая была написана приблизительно в 130–180 годах нашей эры.

Помимо ссылок на Евангелие, обнаруженных в более ранних церковных писаниях, предлагают еще один способ датировать текст. Это можно сделать с помощью определения конечной точки его композиции.

Датировка

По словам эксперта по радиоуглеродному анализу физического центра университета Аризоны Тимоти Джулла, существующая рукопись была написана между третьим и четвертым веком. Стоит отметить, что в исследовании были использованы только части папируса, на которых не было текста.

При этом по-прежнему существуют вопросы о том, может ли документ быть современной подделкой. Например, сомнения возникают из-за наличия грамматических ошибок, которые дают основания предполагать, что текст был написан значительно позднее.

Если так, то фальсификатор должен был быть современным ученым, который знал коптский язык, которым пользовались во 2-м веке. А также имел доступ к старому папирусу, который бы прошел радиоуглеродную экспертизу.

Содержание

Как и многие гностические труды, Евангелие от Иуды написано в виде откровения, в котором Иисус якобы беседует с Иудой Искариотом.

На протяжении веков многие философы размышляли о том, что Иуда выполнял определенную миссию, чтобы Иисус оказался в результате на кресте. Ведь только так он смог бы искупить человеческие грехи, выполнить свое предназначение.

Автор этого Евангелия идет еще дальше, утверждая, что Иуда действовал по прямому приказу самого Иисуса.

В частности, в этом тексте говорится, будто Иисус сказал Иуде: "Ты будешь проклят на протяжении поколений". Затем обратился к остальным ученикам, подчеркнув, что они будут владеть умами верующих, превзойдут всех других миссий, пожертвовав человеком, который одевает его.

Отличие от канонических текстов

В отличие от четырех канонических Евангелий, в которых приводятся повествовательные описания только его рождения (у Луки и Матфея) и последних нескольких лет жизни (три года у Иоанна), в Евангелие от Иуды все не так.

Здесь все принимает форму диалога между Иисусом и Иудой, а после между Иисусом и остальными 12 учениками. При этом отсутствует какое-либо повествование, философский или риторический контекст. Такие диалоги были особенно популярны в первые десятилетия христианства.

Как и в канонических Евангелиях, здесь Иуде предлагают деньги за предательство Иисуса. Однако сам он не изображается как злодей. Он предстает в образе человека, ставшего инструментом в руках Бога для достижения великой цели. При этом его судьба и будущее считаются предопределенными.

Любимый ученик

Из этого же текста следует, что Иисус предпочитал Иуду остальным своим ученикам. Он постоянно призывает отойти его от остальных, уединиться, чтобы рассказать о таинствах Царства Божьего.

Позже Иисус говорит ему в этом тексте: "Послушай, тебе все сказали. Подними глаза и посмотри на облако. На свет, который проходит сквозь него, звезды, окружающие его. Звезду, которая указывает путь. Это и есть ваша звезда.

При этом завершается Евангелие от Иуды тем, что предатель также погибает, повесившись. Такая же кончина изображена и в канонических вариантах текста.

Древняя полемика

О существовании подобного текста было известно давно. Один из первых Отцов Церкви Ириней Лионский упоминает его в своей антигностической работе "Против ереси", написанной в 180 году.

В частности, Ириней пишет, что появляются люди, которые заявляют, будто предатель Иуда единственный знал правду, а предательство совершил из благих намерений. Он настаивает, что подобным образом обычные люди вводятся в заблуждение. По его словам, нельзя допустить, чтобы подобная вымышленная история, которую называют Евангелием от Иуды, обрела популярность.

Это же касалось и каинитов - гностической секты, в которой Каина почитали за рождение идеи убийства, за возможность людям обрести шанс на искупление первородного греха.

Ириней утверждал, что каиниты, подобно другим гностическим группам, ошибочно полагают, что ветхозаветный бог Яхве был злым, отличным от божества, создавшего вселенную.

Такие гностические группы поклонялись в качестве героев всем библейским деятелям, которые стремились открыть знание или бросить вызов авторитету Яхве. При этом демонизировали тех, кого можно было бы считать героями в более ортодоксальной интерпретации.

Яркий пример гностицизма

Евангелие от Иуды принадлежит школе гностицизма. Ее последователи также называют себя сифианами, почитая духовным предком третьего сына Адама и Евы Сифа, который родился после Каина и Авеля.

Во многих трудах этой группы Христа как раз отождествляют с Сифом. Хотя, по всей видимости, это является частью мифологизации, описывающей как положительные, так и отрицательные моменты.

По метафизическим причинам, сифские гностические авторы этого текста утверждали, что Иуда действовал так, как он поступил, чтобы человечество могло искупить свои грехи, благодаря смерти Иисуса.

По этой причине они считали Иуду достойным благодарности и почитания. В Евангелие от Иуды не описывается никаких событий после ареста Христа.

А вот в Евангелии от Иоанна Иуда последним покидает Тайную Вечерю, чтобы запустить процесс предательства. В данной интерпретации Иисус также повелевает Иуде делать то, что он должен. Далее он якобы уже общается не с самим Иудой, а с Сатаной, который вошел в его тело.

Из всего этого можно сделать вывод, что Иисус, если и сам не наставлял Иуду, то знал, о том, что готовится. Но при этом не предпринял никаких попыток, чтобы это предотвратить.

Толкования

Примерно через два столетия после жалобы Иринея на гностические тексты епископ Кипра Епифаний Саламинский данный труд за то, что он рассматривал как достойного похвалы человека, которого все считают предателем Иисуса. Иуду нельзя называть человеком, который многое сделал для нашего спасения.

Первоначальный перевод Евангелия от Иуды был широко разрекламирован. Когда с ним все ознакомились, то оказалось, что в нем изложено примерно то же самое, о чем говорил Ириней, осуждая гностические верования.

При более внимательном прочтении существующего текста можно выяснить, что Иуда, возможно, был настроен на то, чтобы предать Иисуса, находясь под действием гнева.

Следует подчеркнуть, что более ранние источники могли быть введены в заблуждение кратким изложением содержания данного текста, сделанного Иринеем. В нем крайне не точно излагается основная идея. Данная теория до сих пор оспаривается.

При этом стоит подчеркнуть, что текст еще будет исследоваться. Возможно, в будущем будет установлена истина, откроются новые аспекты христианской религии.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы считаете, является ли данный текст подлинным?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Даже если он подлинный, то не обязательно правдив. На суде никогда не доверяют тому свидетелю, который противоречит показаниям четырех. Поэтому я не верю евангелию от Иуды.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.