В церковь как на праздник или же наряжаться - грех? Разбираемся в сложном вопросе

Иногда в церкви можно столкнуться с мужчинами и женщинами, имеющими серый, невзрачный и даже неряшливый вид. При этом они умудряются под свою небрежность подвести основательную теоретическую базу. Эти люди как заклинание не устают повторять, что ценится красота внутренняя, а не внешняя. Однако против этого можно привести аргумент о том, что внешняя форма является не чем иным, как выражением внутреннего содержания.

Мнение священника

Свое мнение по поводу того, может ли следование моде мешать духовной жизни, высказал протоиерей Александр Сорокин, настоятель храма и редактор православного журнала. Сначала священник сделал оговорку о том, что существует разное понимание того, что есть мода и что есть духовная жизнь.

Ведь некоторые думают, что жить духовной жизнью - это значит возводить очи горе и не замечать, что творится вокруг. При таком подходе не только мода будет помехой, но и весь мир. В здоровом интересе к моде протоиерей не видит ничего плохого. У каждого человека есть свои увлечения.

Одних интересует мода, других - автомобили, третьих - садоводство. Другой вопрос, когда подобное хобби превращается в главное дело жизни для человека. И тогда это уже называется идолопоклонством и, следовательно, является грехом.

Заставлять себя не нужно

Когда женщина является сотрудницей фирмы, в которой существует дресс-код, понятно, что ей нужно быть в курсе модных тенденций и одеваться красиво. И здесь многое будет зависеть от ее мировосприятия.

Возможно, что эта особа проявляет интерес к хорошим вещам, и в этом нет ничего плохого. А возможно, что ей совсем не хочется сосредоточиваться на этом аспекте и бегать по магазинам в поиске модных нарядов. И в данном случае это ее право, заставлять себя не нужно.

Литургия - это праздник

Когда отца Александра спрашивают, следует ли наряжаться на литургию, он отвечает следующее. Хорошим делом будет одеваться на церковную службу не в будничный наряд, ведь это своего рода праздник. Но к сожалению, в России одеться празднично нередко понимается как броско и ярко. Однако наряжаться в храм, словно на бал, неправильно.

Хотя плохой вкус сам по себе грехом не является, так как грех - это нравственное понятие, а не вкусовое. Тем не менее вкус в себе нужно воспитывать. В Евангелии от Матфея есть такие слова:

Когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое.

Тем самым человека призывают выглядеть не буднично.

Нет специальной одежды для православных

По поводу одежды для верующих Александр Сорокин отметил, что, в принципе, он против специального православного стиля. И тут он также приводит цитату, взятую из письма святого Иустина к язычнику Диогнету:

Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями. Они не населяют где-либо особых городов, не употребляют какого-либо необыкновенного наречия и ведут жизнь, ничем не отличную от других.

Настоятель храма считает, что особенный стиль одежды, который предпочитают некоторые сегодняшние православные люди и который отличает их от других, - это проявление внутренней слабости.

Ее они возмещают за счет внешних знаков отличия - неброских мрачных тонов, якобы призванных подчеркнуть их смирение. Но как правило, в данном случае никакого отношения к смирению истинному здесь не наблюдается.

Существует мнение, что, если человеком много сил и времени тратится на внешность, на хорошую одежду, у него этих сил не останется на жизнь внутреннюю, на общение с близкими. Однако протоиерей Сорокин не разделяет этих мыслей. В пример он приводит знакомых ему сестер милосердия, вкладывающих много труда в служение больным. Но выглядят они очень красиво и одеваются при этом с большим вкусом.

Мнение искусствоведа

Ольга Полуэктова, искусствовед с богословским образованием, согласна с мнением священника. Она сожалеет, что среди приверженцев православия встречаются люди, которые одеты в серую, невзрачную одежду, выглядят неряшливо. И это они объясняют тем, что внутренняя красота - это все, а внешняя - ничто.

Как искусствовед Ольга утверждает, что внешняя форма - это, по сути, отражение внутреннего мира. То, как человек выглядит, оказывает воздействие не только на восприятие со стороны окружающих, но и на поведение самого человека. Вряд ли за неряшливой одеждой и небрежной прической кроется внутренняя дисциплина и ясность мысли.

Внешний вид важен для духовного состояния

Далее Ольга Полуэктова рассуждает уже как человек, имеющий отношение к богословию. Она отмечает, что некоторые из сторонников неподобающего внешнего вида приводят аргумент о том, что Всевышнему неинтересна внешняя оболочка, он обращает внимание на сердце. Спору нет, в общении с Богом сердце - главное. Но здесь стоит задуматься, а для чего человеку дано тело, зачем ему зрение? Ведь он сотворен не бесплотным духом, а имеет телесное воплощение со всеми его особенностями. А раз так, то наверняка Создатель дал нам не что-то греховное и вредоносное.

В христианской антропологии содержится учение сирийских отцов церкви о достижении совершенства. В нем первая, начальная, необходимая ступень данного пути - это наше тело. Без него невозможно двигаться к совершенству. А во втором трактате третьего тома сочинений святого Исаака Сирина говорится о том, что для духовного состояния человека важен его внешний вид.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы согласны с мнением священника и искусствоведа-богослова?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.