Даже сам маршал Жуков перед боем говорил краткое: «С Богом!»: как молились верующие участники Великой Отечественной войны

Как известно, в Советском Союзе, особенно это касается первых десятилетий его существования, велась жесткая антирелигиозная пропаганда, существовали гонения как на Церковь, так и на ее отдельных служителей. Но во время ВОВ давление было несколько ослаблено. Так, в обращении И. В. Сталина к народу в июле 1941 года, он использовал слова "братья и сестры", что характерно для христиан.

Возникает вопрос: а были ли среди защитников Родины те, кто вопреки политике государства оставался верующим человеком, кто возносил Богу молитвы в минуты наибольшей опасности? Чтобы ответить на этот вопрос, логично обратиться к воспоминаниям самих ветеранов. Из их рассказов следует, что о каком-либо однообразии речи не идет: были и атеисты, и те, кто просил помощи у высших сил.

Не все были атеистами

Виктор Александрович Алексеев воевал на Ленинградском фронте, будучи связистом. В селе Чажаново, в Новгородской области, где он жил, до войны была взорвана церковь. Однако, по словам ветерана, нельзя говорить, что тогда все были атеистами.

Николай Филиппович Александров служил на 3-м Украинском фронте, где был командиром автомобильного взвода. Он сам является убежденным атеистом, таким был и его отец. Но в его роте было несколько верующих, и он видел, как они возносили молитвы. При этом Александров за это их никогда не притеснял. А вот во время бомбежек многие, независимо от того, были они верующими или безбожниками, невольно восклицали: "Господи, Боже мой!" Такая была обстановка.

Николай Васильевич Попов был танкистом и сражался под Сталинградом, а впоследствии освобождал от фашистов Европу. Он вспоминает, что перед боем всегда крестился и просил Всевышнего, чтобы остаться в живых. Он говорил: "Боженька, сохрани меня!"

Веру не афишировали

Были и те, кто не афишировал свою религиозность. Среди них Евгений Львович Аренс, родившийся в Крыму. Он происходил из дворянской семьи, имевшей крепкие христианские традиции. Воевал в артиллерии, и в начале войны ему было 19 лет. Он вспоминает, что даже не носил нательного креста. При этом его родители не скрывали, что дружат со священниками. А то, что Евгений был верующим, на фронте не знал никто. Он этого не подчеркивал. При этом он молился каждое утро и перед сном, про себя, отходя в сторонку.

Согласно воспоминаниям ветерана Иона Лазаревича Дегена, поскольку время было безбожным, веру старались не афишировать. Люди молились и перед боем, и после него, но никому в этом не признавались, даже своим друзьям. Он рассказал, что однажды поинтересовался у сослуживцев, какие именно слова они произносили во время молитвы. Как выяснилось, многие просили: "Господи! Помилуй и сохрани!"

А вот Николай Васильевич Попов, который был танкистом, участвовавшим в Сталинградской битве, признался, что среди его товарищей перед сражением крестился каждый боец, и каждый повторял: "Господи! Сохрани меня!"

Молящихся не было, были ругающиеся

Петр Тимофеевич Рудягин, служивший на 1-м Украинском фронте пехотинцем, рассказывает, что никогда не наблюдал, чтобы кто-то молился Богу на фронте. А также не было и никаких разговоров на эту тему. Ни у него самого, ни у его товарищей. То, что в войсках никто не молился, подтверждает и Иван Васильевич Калинин, бывший зенитчиком на Московском фронте ПВО.

Сигизмунд Болеславович Андриевский, разведчик в партизанском отряде, отмечает, что там, где он воевал, никто не молился, но вот ругались так, что дым шел. О том же говорит и Евгений Федорович Окишев - летчик-истребитель, которого потом перевели в минометчики по ранению. Он не припоминает за всю войну ни одного случая, когда кто-то, будь то солдат или офицер, демонстрировал свою набожность или просто молился. И разговоров об этом также не было, ведь воспитание было атеистическое.

Кирилл Трофимович Гаджий, пехотинец на 2-м Украинском, оставил похожее свидетельство. Он говорил, что даже, находясь на переднем крае, в Бога не уверовал и чтобы кто-то молился на фронте, не видел ни разу. Кирилл Трофимович считает, что подобное отношение к религии у него сложилось вследствие того, что он воспитывался в не очень религиозной семье.

Массового атеизма не было

Но есть и другие свидетельства. Так, полковой разведчик, воевавший на Центральном фронте и в Прибалтике, Федор Иванович Беляев отрицает наличие в советских войсках массового атеизма. Он считает, что разговоры о том, что поголовно все были неверующими, являются полной чушью.

Правда, в связи с тем, что религия на тот момент была непопулярной, бойцы старались держать свои обращения ко Всевышнему при себе, молились так, чтобы другие этого не видели. Однако и проклинаний Бога также не наблюдалось.

Галина Антоновна Лысакова, которая была медсестрой, свидетельствует, что, несмотря на то, что многих воспитывали в безбожии, раненые все-таки молились.

Материальные свидетельства

Свидетельством того, что советские солдаты обращались ко Всевышнему, является ряд находок, сделанных поисковиками. Как сообщил Илья Прокофьев, возглавляющий Общество поисковиков в Ленинградской области, на солдатских останках находят нательные кресты, образки, ладанки. Совместно с православными священниками активисты Общества даже устраивали выставку из подобных предметов, обнаруженных ими.

Один из ветеранов, которому удалось пройти войну без единого ранения, рассказал, что в его гимнастерке был зашит текст Девяностого Псалма, начинающегося словами: "Живый в помощи Вышняго", что означает "Живущий под кровом Всевышнего".

А в гимнастерке Александра Зайцева было обнаружено стихотворение, которое обращено Богу. В нем рядовой солдат сделал признание в том, что на войне он прозрел, увидев, как страшна ложь атеизма.

Даже Жуков говорил: "С Богом!"

Однако бойцы молились Богу не только тайно, но и явно, поскольку в военные годы гонения на церковь прекратились. Согласно статье исследователя Сергея Исакова, посвященной неизвестным и малоизвестным фактам о ВОВ, рассказывается, что перед Сталинградским сражением перед иконой Казанской Богоматери был проведен молебен. И только за ним последовал сигнал о наступлении.

Эту икону, которая считается чудотворной, возили по самым сложным из участков фронта. Священиками проводились службы, они окропляли святой водой солдат, благословляя их на победу. Даже сам Георгий Константинович Жуков, легендарный маршал, в преддверии боя коротко говорил: "С Богом!"

Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди солдат были как верующие, так и неверующие. И, судя по воспоминаниям ветеранов, количество первых из них было не маленьким. Но главное, что победа была добыта общими усилиями.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А что вы думаете по этому поводу?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.