"Война моторов": 10 автомобилей, спасшие в Великую Отечественную страну

Согласно статистике, к началу ВОВ в Красной армии имелось 272.6 тыс. автомобилей. Однако в первые месяцы войны, как известно, наша страна понесла огромные потери. Касалось это в том числе и разного рода военной техники. Чтобы восполнить недостачу, советское правительство распорядилось о поставках на фронт дополнительно 30 тыс. гражданских автомобилей. Однако и после этого недокомплект машин в армии составлял порядка 20 тыс. единиц.

Форсировалась недостача автомобилей на фронтах в годы ВОВ в СССР по-разному. Только собственно самой советской промышленностью с 1941 по 1945 гг. было произведено 154.4 тыс. новых машин. Также в страну были налажены поставки от союзников по ленд-лизу. США и Великобритания предоставили СССР 311.8 тыс. машин.

1. Полуторка

Конечно же, первым в списке машин военного времени стоит упомянуть именно этот легендарный отечественный грузовик Горьковского автозавода. Разработки ГАЗ-ММ, в простонародье прозванным «полуторкой», начались в СССР еще в начале 30-х годов прошлого века.

В 1927 г. советское руководство заключило договор с «Фордом» о передаче технологий для производства грузового и легкового автотранспорта, а также об обучении персонала. Примерно через 4 года после этого советским инженерам предоставили чертежи грузовика последней модели «Форд А».

В последующем этот зарубежный автомобиль был адаптирован под отечественные условия и запущен в массовое производство. Советский ГАЗ-ММ получился менее комфортабельным, чем "Форд", но зато более прочным, долговечным и надежным.

Военная версия этого автомобиля была максимально упрощена. У полуторки предусматривалась только одна фара. Кабина водителя и сиденье в машине при этом были деревянными, а клаксон, глушитель и зеркало заднего вида отсутствовали. Такая модернизация позволила удешевить производство и выпускать ГАЗ-ММ в огромных количествах.

2. ЗИС-5

Эту машину также очень широко использовавшуюся на фронтах ВОВ, часто путают с полуторкой. Однако этот автомобиль имел большие габариты и мощность, чем ГАЗ-ММ. Разработана трехтонка ЗИС-5 также была на основе американского грузовика. В 1928 г. советское правительство заключило договор о передаче технологий с американской компанией Autocar Company.

Производились эти автомобили не только на московском заводе им. Сталина, но и в Ульяновске, а также Миасе. На фронте эти автомобили использовались для буксировки пушек, тушения пожаров, перевозки раненых и грузов.

3. ЗИС-6

Этот грузовик повышенной проходимости был создан на базе ЗИС-5. Всего в Советском Союзе было выпущено 21 239 единиц такой техники. В последующем производство ЗИС-6 было остановлено. На фронтах эти машины использовались в основном для установки «катюш» и гвардейских минометов БМ-13.

4. ГАЗ-М

Этот легковой автомобиль в Советском Союзе также был сконструирован на основе чертежей, полученных от компании «Форд». В последующем ГАЗ-М или, как этот автомобиль прозвали в народе, «эмка», стал самой массовой легковой машиной в СССР.

На фронтах достаточно громоздкие «эмки» использовались в основном комсоставом стрелковых полков. Также на таких машинах обычно ездили корреспонденты окружных и дивизионных газет. Мощность двигателя этих машин составляла 50 л/с, а максимальная скорость — 105 км/ч.

5. «Студебеккер»

Этот грузовой автомобиль в годы ВОВ в СССР стал самой массовой поставкой военных машин по ленд-лизу от союзников. В сравнение с советскими полуторками и ЗИС, «Студебеккер» был более комфортабельным, но и более капризным в отношении качества топлива и масла.

Именно на тяжелые «Студебеккеры» в годы ВОВ чаще всего устанавливались легендарные «катюши». ЗИС-5 и ЗИС-6, а тем более легкие «полуторки» для этой цели подходили не слишком хорошо. Во время залпа отечественные грузовики раскачивало, что мешало точности наведения.

Таких машин союзниками на фронта поставлялось настолько много, что в годы войны любые заграничные грузовики солдаты называли «студебеккерами». После окончания боевых действий, согласно ленд-лизу, советское правительство вернуло американцам подремонтированные уцелевшие грузовики этой марки. Большинство таких машин бывшие союзники, которым подержаная техника была не нужна, пустили под пресс и утопили в океане.

6. «Виллис»

Эта еще одна популярная легковая машина, широко использовавшаяся на фронтах ВОВ. Если «эмки» были автомобилями по-большей мере комсостава, то «виллисы» эксплуатировались в основном солдатами и офицерами во время боевых действий. Эти машины отличались надежностью, проходимостью и удобством в управлении.

Также «Виллисы» ценились советскими военными и за то, что обеспечивали относительную безопасность во время боевых действий. Бока у таких машин были открытыми. То есть выскочить из автомобиля при необходимости боец мог в любой момент. Если же машина наезжала на мину, водителя и пассажира часто просто выбрасывало в стороны, и они оставались живы.

7. Первый джип СССР ГАЗ-64

Эту машину в годы ВОВ войны на фронтах прозвали «козликом». Разрабатывался ГАЗ-64, согласно легенде, по фото одного из американских военных джипов, использовавшихся в 30-х годах в армии США.

Советские бойцы любили «козлик» за повышенную проходимость, неприхотливость и ремонтопригодность. С весны 1942 года на базе ГАЗ-64 в СССР начали выпускаться бронемобили.

8. Dodge WC-51

Этот тяжелый джип поставлялся в советскую армию из США. Использовали Dodge WC-51 в годы ВОВ в основном для транспортировки дивизионных противотанковых пушек или минометов. Также на эту машину, способную поднимать до 750 кг груза и прозванную за это бойцами «додж три четверти», устанавливался крупнокалиберный пулемет.

Мощность двигателя этих машин составляла 97 л/с. При этом ехать такой полноприводной автомобиль мог со скоростью до 87 км/ч.

9. Ford-6

Эта машина в США использовалась в основном фермерами. К категории военных грузовиков Ford-6 не относился. Однако в начале войны СССР на самом деле испытывал огромную нехватку в грузовых автомобилях на фронтах. Пригодиться тогда могли и такие машины, поставленные из США в количестве около 80 тыс. единиц.

Несмотря на то, что «Форд-6» не был собственно военной техникой, советские бойцы приняли его тепло. Эти грузовики были достаточно комфортабельными, надежными и проходимыми.

10. Chevrolet G7107 и G7117

Эти машины поставлялись союзниками в СССР в гораздо меньших количествах, чем «Студебеккеры». Однако и они успели внести свою лепту в победу над фашистскими захватчиками. Как и на «Студебеккеры», на мощные Chevrolet G7107 и G7117 часто устанавливались «катюши».

Кроме того, эти машины использовались в дивизионных и полковых обозах, в качестве тягачей артиллерии и инженерного имущества. Помимо этого, на «Шевролетах» устанавливались радиоточки и ремонтные летучки. В отличие от «Студебеккеров», эти машины советское правительство американцам после войны не вернуло. В последующем они широко использовались в народном хозяйстве.

А вам старые военные автомобили середины прошлого века кажутся достаточно надежными?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 7
0
Представьте, кто бы выиграл войну с современными китайскими машинами?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.