Спустя 30 лет у классики немецкого автопрома, над которой смеялись, появился свой фан-клуб: чем сегодня привлек внимание людей "немецкий запорожец"

В немецкой комедии 1991 года Go Trabi Go семья из ГДР решает путешествовать по Италии на своем любимом Trabant 601. Это был самый популярный автомобиль в Восточной Германии, до того как упал железный занавес. В какой-то момент у их машины лопнула прокладка под головкой двигателя, и отец семейства решил позвонить механику. Когда он сообщает по телефону, что водит Trabant 601, механик со смехом говорит: "Я надеюсь, у вас есть скотч”.

Предмет бесконечных шуток

На протяжении многих лет "Траби" являлся предметом бесконечных шуток, которые были тесно связаны с Восточной Германией. С его голым интерьером, странным дизайном рычага переключения передач и экстерьером из дюропласта, стойкого к ржавчине, армированного полимерным пластиком, стандартный четырехместный седан Trabi был назван "худшим автомобилем, когда-либо построенным”. К этому стоит добавить его двухтактный двигатель, тот же самый, который применяют в газонокосилках и азиатских тук-туках. Становится понятно, почему существуют такие шутки, как: “Почему у "Траби" есть обогреваемое заднее стекло? Чтобы держать ваши руки в тепле, пока вы его толкаете”.

Смешной дизайн

Произведенный с 1957 по 1991 год, Trabi заслужил прозвище типа ”картонный гонщик" из-за своего, казалось бы, смешного дизайна. Для многих западных людей "Траби" - яркий пример восточногерманских репрессий. У автомобиля не было ни датчика уровня топлива, ни кондиционера, ни указателя поворота или стоп-сигнала. Как только стена рухнула, он просто не выдержал конкуренции с западными автомобилями и в одночасье стал почти вышедшим из употребления.

На дорогах мало оригинальных авто

Передовые стандарты выбросов в Европе означают, что сегодня вы увидите на дорогах мало оригинальных "Траби", хотя в Германии их зарегистрировано около 34 тысяч. Для коллекционеров этого автомобиля с извергающим дым мотором "Траби" является гордостью и радостью. Он вызывает в памяти воспоминания об отпускных поездках времен холодной войны в германские тюрингские леса и на нудистские пляжи вдоль Балтийского моря, а также, что его можно было починить с помощью домашних инструментов.

“У "Траби" есть душа, я думаю”, - говорит 42-летняя Роми Лебель, энтузиаст "Траби" и уроженка Германии, которая впервые начала собирать авто в 1996 году (теперь у нее есть два). Для нее "Траби" был частью повседневной жизни. "Эти автомобили обеспечивают особый вид свободы", - говорит она.

“Мне очень нравится запах и звук Trabis", - говорит Флориан Фогель, 28-летний житель Кайзерслаутерна (Германия), который также добавляет, что простота его содержания является главным секретом продажи. У "Траби" есть особенно сильный запах выхлопных газов, который представляет собой смесь бензина и двухтактного масла 50:1. В настоящее время Фогель владеет четырьмя автомобилями: белым седаном 1984 года и синим седаном 1989 года, каждый с оригинальным двухтактным двигателем, и двумя универсалами 1991 года с четырехтактными двигателями VW Polo.

Авто в обмен на коробку пива

44-летний Ронни Хейм получил свой первый "Траби" в 1996 году в обмен на коробку пива. "Траби" ничего не стоили после падения стены, - говорит он. - Потому что все хотели иметь "западную машину". В том же году он служил в Бундесвере (объединенных вооруженных силах Германии) и привез свою "Траби" с собой на северо-запад страны. "Половина команды хотела взять "Траби" на круг в казарме, - говорит он, - они никогда не испытывали ничего подобного раньше”. С тех пор у жителя Херингсдорфа было еще три "Траби", в том числе один, оснащенный двигателем VW, “который развивал скорость до 165 км (102 мили) в час”, отмечает Хейм.

Братья-близнецы - поклонники "Траби"

Есть еще Себастьян Зоннтаг, 37 лет, уроженец Дрездена, чья семья уехала из Восточной Германии в Фельсберг сразу же после падения Стены. Именно там Зоннтаг и его брат-близнец получили возможность поработать со своим первым "Траби" - таким же автомобилем, на котором ездила их бабушка. "Общественный центр, где мы остановились, приобрел "Траби" для местной молодежи, отчасти потому, что это было так дешево, - говорит Зоннтаг. - Мы выкрасили свои в желтый, оранжевый и зеленый цвета, как радугу”.

Сегодня у него и его брата есть пять "Траби", включая серебряный "Трабант" 89-го года, который Зоннтаг назвал "Фоксом" и который он полностью восстановил и переработал.

Энтузиасты есть не только в Европе

Поклонники "Траби" встречаются не только в Европе. Гас Джексон, который является профессиональным членом команды гоночных автомобилей, просто обожает свой крошечный синий "Трабант". “Вообще-то я купил его в шутку, - говорит он. - Он был достаточно дешевым, и в нем был целый сундук деталей. Я его обожаю. Он не требует технического обслуживания, и его симпатичный и причудливый внешний вид меня просто умиляет”.

Сильное сообщество

Еще одна вещь, которой коллекционеры "Траби" не могут не гордиться, - сильное сообщество, которое посвящено этим автомобилям. К 2019 году прошло 25 лет с момента первой международной встречи. В мае сотни энтузиастов Trabi из таких стран, как Венгрия, Италия и Норвегия, собрались вместе в городе Анкламе в Германии. Они рассказывали друг другу истории, потягивали пивко и принимали участие в мероприятиях, связанных с "Траби". Сегодня есть фан-клубы по всей Германии, Европе и даже в США.

Лебель была главным сотрудником немецкого клуба "Хемниц Траби", когда она познакомилась со своим будущим мужем, тогдашним главой клуба "Эрцгебирге Траби", через Европейское сообщество. “Это была любовь на всю оставшуюся жизнь", - говорит она. “Мы даже поженились на собрании "Траби”.

Зоннтаг познакомился со своей девушкой, Мануэлой Пестер, на мероприятии "Траби" семь лет назад. “Она живет в бывшей Восточной Германии, так что я заодно приобретаю запасные части для "Траби", когда приезжаю”.

Новая дружба

Для Фогеля проблемы с двигателем привели его и его жену к новой дружбе. “В прошлом году мы ехали через Нидерланды в отпуск, когда наш "Траби" сломался, - говорит он. - Мы проспали в машине целую ночь, а потом мимо проезжала семья и спросила, что случилось. Оказывается, отец работал механиком на больших контейнеровозах, поэтому они отбуксировали нас к себе домой, и мы пробыли там четыре дня, пока он помогал нам завести новый двигатель и запустить машину. Мы все еще контактируем с ними”.

Хайм говорит, что Trabifangemeinde, или "Траби"-тусовки, в таких местах, как Цвикау в Германии, привлекли более 10 000 владельцев авто в конце 90-х годов, хотя с тех пор они сократились до небольшой группы. “Мы все примерно одного возраста и приводим с собой наших детей, которые с нетерпением ждут встречи друг с другом, потому что с годами они стали друзьями”.

В то время как электрический четырехдверный Trabant был представлен на Франкфуртском автосалоне 2009 года в надежде вернуть самый печально известный автомобиль бывшей ГДР, его производители так и не получили необходимого финансирования, чтобы поднять его с земли. Но это нормально с культовой фан-базой "Траби".

"Редко можно увидеть "Траби" на дороге, - говорит Зоннтаг. - Но когда это происходит, это действительно что-то особенное. Мы все - одна большая семья".

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы что-нибудь слышали об этом?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 5
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.