Уже несколько лет искусствовед собирает старые фотографии с одним конкретным признаком: никаких манипуляций с негативом - только с сюжетами и студийным реквизитом

"Это кадр из какого-нибудь малобюджетного научно-фантастического фильма", - скажете вы, взглянув на главное фото. На заднем плане, рядом с плоской Луной, парит космический спутник. Блестящая металлическая ракета с надписью Yi FENG 0" будто зависла на переднем плане. Но вместо астронавта в ней сидит улыбчивый азиатский бутуз, который смотрит вдаль, не обращая внимания ни на недостаток кислорода, ни на нулевое давление воздуха, ни уж тем более на замораживающую температуру космоса.

Детки в ракете

К счастью для малыша, снимок был сделан в профессиональной фотостудии. Это яркий пример ранней постановочной студийной фотографии, ставшей популярной в Китае в середине 20-го века. Yi FENG 02 rocket baby - одна из более чем 8000 фотографий в личной коллекции Криса Штайнера, искусствоведа из колледжа в Коннектикуте. Шесть лет назад Штайнер начал собирать образцы такого рода студийной фотографии, скупая их на eBay и на специальных фото-шоу, чтобы показать студентам-бакалаврам. Но по мере того, как его коллекция росла, он обнаружил некоторые интригующие повторяющиеся темы. "Самолеты, воздушные шары, люди, изображающие ковбоев, мужчины, изображающие женщин", - говорит он.

Задолго до фотошопа

Постановочная фотография появилась задолго до "Фотошопа", еще в 1840-х годах. Из ранних методов манипуляции над снимками можно выделить покраску фотографических отпечатков и негативов и отбеливание частей фотографий. Но Штайнера тянуло к менее технической иллюзии, которая не требовала никаких манипуляций с негативом - только манипуляции сюжетами и студийным реквизитом. "На подобных фотографиях не был использован эффект двойной экспозиции, - рассказывает Кристофер Реа, историк культуры из Университета Британской Колумбии. - Вместо этого фотограф играет с реквизитом и фоновыми рисунками для создания постановочной сцены".

Люди, позирующие в поддельных видах транспорта

"Эти во многом рекламные трюковые фотографии впервые появились в Соединенных Штатах и в Европе в конце 19-го века", - говорит Штайнер. Самый известный фон этих студийных фотографий - бумажная луна (к слову, Instagram Штайнера посвящен этой теме). Самые ранние примеры из коллекции Штайнера изображают людей, позирующих в поддельных лодках. "Затем в 1907 году вы начинаете видеть людей, позирующих в поддельных самолетах, поддельных воздушных шарах, поддельных поездах", - говорит он. Эта тема настолько распространена, что она составляет один из крупнейших подразделов в коллекции Штайнера, который он точно и лаконично обозначил как "люди, позирующие в поддельных видах транспорта".

Снимки, которые обходят стороной профи

Взлет популярности постановочных фотографий пришелся на первую половину 20- го века, поскольку инструменты для фотографии стали менее громоздкими и дорогими, а также более широко доступными. Мир фотографий внезапно стал интересен широкому кругу людей, превратившись из процесса создания высококлассного портрета, в возможность для обычных людей поиграть с фантазией, притвориться, что управляешь лодкой, или посадить ребенка в ракету. "Ни одну из этих фотографий нельзя назвать высоким искусством, - говорит Штайнер. - Многие коллекционеры, которые собирают высококачественные фотографии, никогда бы даже не обратили внимание на этот "ширпотреб".

Аукцион до позднего вечера

Позже технология разлетелась по всему миру, порождая толпы людей, которые прилагали кучу неоправданных усилий, чтобы изобразить поддельные виды транспорта - зачастую те, на которых у них самих никогда не было даже шанса прокатиться. Два года назад Штайнер, копаясь в интернет-магазинах, нашел двух продавцов из Пекина, которые начали выставлять на продажу 8-9 "трюковых" фотографий в неделю из китайских студий. Он засиживался в Сети до закрытия аукциона (каждую субботу в 11 вечера), чтобы купить те, которые он хотел.

Большую часть сюжетов на фотографиях он видел и раньше (мужчины и женщины, позирующие в бутафорских самолетах или автомобилях, были не редкостью). Однако ему попадались и такие, которые стали для него настоящим сюрпризом.

"Дети держат цветы, сидя...на ракетах? - удивленно вспоминает Крис. - Я понятия не имел, почему так, и какой сюжет скрывается за границами этих фото". Он попытался связаться с продавцами по электронной почте, чтобы узнать, есть ли у них какая-либо информация, но они только смогли рассказать ему диапазон времени, в которые могли быть сделаны эти снимки. На некоторых фотографии можно найти значок студии, в которой они были сделаны, например 3888 или Great Wall Studio. В самолетах и вертолетах также были дети — в основном мальчики, которые улыбались или хмурились.

"Профессиональные фотостудии в Китае использовали реквизит, такой как картонные автомобили, лодки и самолеты с начала 20-го века, - пишет Тиффани Ли, искусствовед из Университета Суортмора, которая изучает раннюю китайскую фотографию. - Один прайс-лист 1912 года от Шанхайской фотостудии предлагал посетителям как западные, так и традиционные китайские костюмы, различные фото манипуляции, а также возможность сфотографироваться на "летающем судне с двумя сиденьями".

Фото к дню рождения

"Фотографии часто были приурочены к какому-либо событию, например дню рождения или началуо школьной жизни- говорит Клэр Робертс, искусствовед из Мельбурнского университета. "- Здесь важен был шутливый, игровой подход к фотографии".

"Детки в ракетах" также возродили традиционное китайское няньхуа, народные иллюстрации Нового года. Люди выставляли няньхуа на воротах, дверях и в других местах по всему дому, что было должно принести им процветание в новом году. Няньхуа в 1970-х годах были использованы Коммунистической партией Китая, которая выпускала пропагандистские плакаты с изображениями детей, часто в самолетах и ракетах.

Эти изображения относились к зарождающимся китайским космическим программам. Китай все еще был союзником СССР и рассматривал космическую программу как доказательство технологического превосходства социализма над капитализмом. Это было похоже на старую традицию няньхуа, только в новой тематике.

В зависимости от региона

"И хотя постановочная фотография захватила умы и студии миллионов людей по всему миру, трудно не заметить определенные национальные стереотипы, такие как, например, "детки в ракетах, - считает Штайнер. - Другими словами, у каждого народа была своя "визитная карточка".

Некоторые из них имеют ясную историю, такие как китайский цю-Цзи ту. Эти фотографии показывали субъекта дважды - как крестьянин и как богатого человека. Другой популярный набор изображений, на этот раз из Соединенных Штатов, показывал людей, собирающих апельсины, часто сопровождаемых каким-то карикатурным сообщением.

Смысл других местных тем часто оставался для Штайнера загадкой. Например, он собрал коллекцию открыток из городов прибрежной Хорватии, на которых люди позируют с головой в пасти омерзительных мультяшных акул. "По-видимому, большие белые акулы были частыми гостями в Адриатическом море, особенно в конце 19-го до середины 20-го веков", - высказывает Штайнер свою самую подходящую догадку по этой теме.

Смотреть и умиляться

Крис надеется, что десятки и десятки коробок с фотографиями на книжной полке в его гостиной помогут разгадать многие весьма личные истории людей по всему миру. "Самое главное, что меня расстраивает в этих фотографиях, - это то, что они попадают ко мне без какой либо истории и предыстории, - говорит он. - Мне, как коллекционеру, приходится изрядно поломать голову над смыслом. Но даже если я его не найду, я просто оценю вложенный в них юмор, который навсегда останется вне времени. Ну вот какая история может быть у пухлого бутуза, сидящего верхом на комическом корабле? Для меня это лишь повод любоваться и умиляться..."

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вам нравиться пользоваться фильтрами и фотошопом для редактирования фотографий? Или пусть все остается как есть?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.