Ученые доказали, что даже 10-секундные перерывы в обучении улучшают работу мозга

Каждому человеку известна пословица: «Повторение – мать учения». И, конечно же, учеба требует постоянного применения полученных знаний на практике. А уж если речь идет о приобретении каких-либо специфических навыков, к примеру, об игре на музыкальном инструменте, то без многочасовых упражнений и вовсе не обойтись.

Однако последнее исследование ученых ставит под сомнение эту убежденность. Специалисты утверждают, что паузы в занятиях и короткий отдых гораздо полезнее, чем бесконечное повторение или же многочасовая практика.

Кем проводилось исследование?

Исследование, посвященное влиянию перерывов в занятиях и отдыха на эффективность обучения, проводилось «сборной командой» специалистов по инициативе журнала Current Biology.

Подробный отчет о работе команды и о том, к каким выводам пришли исследователи, был опубликован в этом же издании. Само же исследование не было масштабным, ученые работали с фокус-группой, состоящей из 27 человек. Людям предлагались задания и различные варианты их исполнения, а специалисты наблюдали, анализировали и делали выводы.

Какие задачи ставились перед фокус-группой?

Ученые ставили задачи, требующие от людей задействования процедурной памяти, то есть той, благодаря которой осваиваются различные практические, механические навыки.

Начали исследование с того, что люди в течение 10 секунд набирали на клавиатуре символы в определенной последовательности, стремясь это сделать как можно точнее и, разумеется, быстрее. Набор чередовался с периодами отдыха, которые также длились 10 секунд. Повторили это упражнение 36 раз.

Ученые измеряли скорость нажатия клавиш в начале периода активности, то есть после отдыха, и в конце. Также исследователи контролировали реакции мозга, то есть фиксировали бета-волны, отвечающие за наличие сенсомоторной активности.

В общей сложности эксперимент продлился четыре дня.

К каким выводам пришли исследователи?

В первый же день эксперимента обнаружилось, что производительность становится в разы выше после короткого перерыва. Улучшалась не только скорость набора, но и точность. К окончанию периода активности, перед отдыхом, эти показатели падали. А вот бета-волны вели себя совершенно иначе. Сенсорная активность мозга существенно снижалась в период отдыха.

Что любопытно: на второй и последующие дни эксперимента участники фокус-группы демонстрировали результаты, значительно превышающие те, которых они достигли в первый день.

Ученые пришли к такому выводу: короткие перерывы в занятиях, требующих применения механических навыков и задействования процедурной памяти, существенно улучшают производительность и осваивание. Это означает, что к примеру, разучивая музыкальное произведение, не следует часами повторять одно и то же, надо делать перерывы. Такой подход к занятиям позволит выучиться быстрее и исполнить произведение лучше.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как обучаетесь вы? С перерывами или без?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.