Специалисты изучили данные 3500 студентов и узнали, что гены не влияют на научные достижения

Анализ генетических данных учащихся не позволяет предсказать результаты их обучения с достаточной точностью. Соответственно, их нельзя использовать для разработки персонализированной учебной программы или индивидуального обучения. К такому выводу пришли ученые из Бристольского университета. Результаты, в которых сравнили генетические данные 3500 учеников с результатами экзаменов, были опубликованы на днях.

Интерес к проблеме

Были заявления о том, что генетические различия учащихся могут послужить основой для создания персонализированных программ и улучшения качества их образования. Они якобы помогут выявить тех, кто может преуспеть в учебе. Однако вплотную этой проблемой занимались мало. Некоторые ученые-генетики пытались определить, насколько точно генетические показатели, известные как «полигенные оценки» (которые объединяют информацию о генетическом материале по всему геному), могут прогнозировать результаты обучения в сравнении с другими показателями, определяющими способности детей.

Чтобы измерить, могут ли генетические данные предсказать достижения учеников и студентов, исследователи из Бристольской медицинской школы и Отдела интегративной эпидемиологии MRC взяли генетические и образовательные данные от 3500 детей. Они сравнили полигенные оценки учеников в возрасте 7, 11, 14 и 16 лет с итогами образовательных экзаменов.

Результаты

Анализ полученных данных показал, что, хотя генетические оценки скромно предсказывали образовательные достижения на определенном возрастном этапе, эти прогнозы были немного лучше по сравнению со стандартной информацией, используемой для прогнозирования результатов обучения, таких как достижения в более молодом возрасте, уровень образования родителей или социально-экономическое положение семьи.

Доктор Тим Моррис, ведущий автор исследования и старший научный сотрудник из Бристольской медицинской школы, сказал: «Наш анализ показывает, что некоторые ученики с низким полигенным показателем имеют очень высокие образовательные показатели в возрасте 16 лет. Некоторые из тех, кто по прогнозам должны быть в первых 5 %, действительно попадают в 5% лучших учеников. Это противоречит представлению о том, что можно точно предсказать, насколько хорошими будут достижения ребенка в сфере образования, исходя только из его ДНК».

Что говорит наука

На уровне популяции исследователи обнаружили, что у детей с более высокими полигенными оценками в среднем были более высокие результаты экзаменов, чем у детей с более низкими полигенными оценками. Они добавляют, что полигенные оценки могут быть информативными для выявления различий на уровне группы, но в настоящее время они не имеют практического применения для прогнозирования индивидуальных результатов обучения или для персонализированного образования.

Доктор Моррис добавил: «Достижения в сфере образования невероятно сложны и зависят от целого ряда факторов, включая характеристики родителей, семейную среду, личность, интеллект, генетику, учителей, сверстников и школу, а также часто упускаемые из виду случайные события. Поэтому практически невозможно на основе исследований ДНК точно предсказать, насколько хорошим будет тот или иной ученик».

Наилучшая информация для прогнозирования - это успехи ученика в школе в раннем детстве. Также можно сделать более точные прогнозы относительно будущей успеваемости, зная, насколько образованны его родители. Это дает более точную информацию, чем ДНК.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы часто сталкивались с примерами, когда наследственность определяла способности к обучению?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Даже очень часто. Только к умственному. Вот только если раньше было доказано, что именно гены влияли на определённые способности. Сейчас этот стереотип пересмотрели.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.