Истинное благочестие: какими были студенты и традиции первых российских университетов

Как известно, историю очень любят переписывать, поэтому вовсе не удивительно, что нашлись люди, которые утверждают, что Пушкин был не прав, говоря о первом университете. В информационном пространстве можно встретить много статей о том, что на самом деле первое высшее учебное заведение было открыто в Калининграде в 16-м веке. Это неверно.

Открытие первого университета

Принято считать, что первым университетом в России стал МГУ, открытый в 1755 году. Нет. В России был университет, открытый намного раньше, и назывался он Санкт-Петербургский университет. Он был открыт для студентов в 1724 году и практически полностью повторял по своему внутреннему устройству европейские высшие учебные заведения. Это стало возможным благодаря Петру Первому, который, как известно, искусственно насаждал в новом городе западные идеи. Открытие университета пришлось весьма кстати, потому что и до Петра высшие чины уже мечтали обрести в родной земле учебное заведение высшего порядка.

История создания

Первые высшие учебные заведения начали открываться в России в 18-м веке. Первым стал Академический университет в Санкт-Петербурге. Его основателем стал царь Петр. В университет входила и гимназия. Вместе они имели статус Академии наук. Учебное заведение было открыто в 1724 году, но уже спустя 42 года закрылось. Но его двери были открыты вновь, правда, уже в следующем столетии, в 1819 году.

Следующим по популярности был знаменитый МГУ. Он активно функционирует с середины 18-го века, и, надо сказать, очень успешно. Он постоянный участник списка лучших высших учебных заведений мира. В его истории есть и забавные факты. В 1755 году МГУ хоть и открылся и принимал студентов, но преподавательский состав был довольно беден, профессоров не хватало, и часто было так, что один профессор преподавал все предметы своего факультета и преподаватели не могли сойтись на общем плане ведения занятий. Это вызывало ссоры и даже драки. Но со временем, конечно, все устаканилось, потому что и без того трудностей хватало. Помимо нехватки кадров были серьезные проблемы с бытовыми условиями. Но ради знаний все невзгоды принимались легко. Через год после своего открытия в университете даже стали выпускать собственную газету. Ее номера были нарасхват не только среди студентов и их родителей. Газета распространялась по всей стране, и каждый ее выпуск ждали с нетерпением. Она очень влияла на умы масс.

Обучение в дореволюционной России

До революции грамотность населения была, можно сказать, на низшем уровне. Грамотными были только дворяне и военные, и то не все. С приходом к власти красных в числе прочего появился тезис о том, что научить чтению и письму можно любого человека, даже кухарку. Но принудить простой люд к обучению было не так просто. В городах не хотели отдавать детей в школу, хотя именно там можно было научиться основам грамотности. Надо сказать, что первые попытки призвать чернь к образованию делал Петр Первый. При его власти практически в каждой деревне были школы при церквях и монастырях, открывались начальные школы для детей до 15 лет. Большим достижением было введение в школах такой науки, как арифметика. Но идея провалилась. Общество почему-то не приняло эту идею. Да и нравы были довольно суровые. Вместо увещеваний учителя, которые, к слову, сами были выходцами из низов, лучшими средствами для борьбы с шалившими учениками считали битье розгами и использование хлыста. Часто провинившихся сажали на цепь.

Классический метод обучения

Основная часть граждан была также против такой формы обучения. Простые ремесленники и купцы не считали нужным посещать школы, так как придерживались старинной схемы обучения, когда мастер брал себе несколько учеников и передавал им свои знания через практическую работу. А отправлять детей в школу - значит отрывать от производства и прерывать традицию. А без этого было непонятно, как жить дальше и как строить свою жизнь. В итоге школы закрылись, а математика и геометрия остались лишь в военных гимназиях.

Императорский лицей

Несмотря на то что были попытки ввести школы бессословные, для всех, дворянские дети имели, конечно, больше возможностей. В 1926 году была открыта первая гимназия в городе на Неве, вторая была открыта в Москве при МГУ. Обучение было очень насыщенным: танцы, владение шпагой, математика, география, латинский язык и ораторское искусство были в расписании в обязательном порядке. И если в московкой гимназии все было тихо, как говорится, согласно расписанию, то в Санкт-Петербургской довольно часто было шумно. Во многом благодаря своим знаменитым ученикам эта гимназия и обрела популярность гораздо большую, чем следовало. Там училось много знаменитых учеников, среди которых, конечно, был Александр Пушкин. Лицей был устроен таким образом, что дети там учились и жили. Содержались, кстати, в строгости. Никакой роскоши, железные кровати, стол, шкаф, стул, зеркало. Лицеисты в шутку называли свои комнаты кельями.

Школа математических и навигационных наук

Наравне с петербургским лицеем заслуженным уважением пользовалась Школа математических и навигационных наук, которая располагалась в Москве. В ней готовили инженеров, архитекторов, военных и моряков. Через несколько лет военный корпус перенесли в отдельное здание, превратили его в кадетский корпус и принимали туда детей с пяти лет. Что интересно. Хоть учебное заведение и считалось профильным, основные, военные, дисциплины не были главными в обучении. Большое внимание уделялось музыке, танцам, иностранным языкам. Только с приходом к власти царя Павла Первого школа была перепрофилирована в настоящее военное учебное заведение, потому что Павел просто обожал военные сражения, парады и смотры. Учителя гражданской принадлежности были заменены на военных офицеров. Так стали зарождаться новые традиции.

Женское образование

У девушек доступ к образованию был совсем мал. В середине 19-го века открылось Мариинское женское училище, Женский медицинский институт и школы одного года обучения. Развитие женского образования в Российской империи началось благодаря европейскому влиянию, когда там началась всеобщая женская эмансипация. До этого девочек не брали ни в какие учебные заведения. Семьи, которые имели возможность нанять учителей, нанимали их в дом. Но и в этом случае образование ограничивалось лишь музыкальными уроками и иностранными языками. Бедным семьям и вовсе не было доступно образование, даже такое.

Институт благородных девиц

Но были совершенно особые учебные заведения для девушек из дворянских, благородных семей, и назывались они Институтами благородных девиц. Таких заведений к концу 19-го века было достаточное количество. В Санкт-Петербурге из было десять, в Москве - шесть, еще шестнадцать - в различных регионах. Заведения были закрытого типа, и туда принимали только девиц голубых кровей. Учились и жили они там с десяти до двадцати лет и после выпуска считались завидными невестами. Они были очень образованны, в том числе отлично разбирались в математике, географии, умели вести хозяйство, занимать гостей и блистать в обществе. Несмотря на то что институтов было более чем достаточно, попасть туда было все равно крайне затруднительно. Многие женщины продолжали прозябать в темноте неграмотности. Лишь в конце 19-го века женщины получили доступ к общему образованию. Революционеры стали поддерживать организацию женских школ еще и потому, что через них можно было нести революционные настроения в различные слои общества.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы считаете, система образования сложилась бы иначе, если бы учебные заведения открылись на несколько веков раньше?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.