Видеоигры – давний враг консервативных родителей и политиков. Однако что, если сидение за компьютером приводит не к депрессии с агрессией, а к улучшению умственных способностей? Американские исследователи решили выяснить это на практике.
Масштабное исследование
Результаты анализа детских когнитивных способностей опубликованы в JAMA Network Open. Ранее проводились лишь поверхностные исследования нейровизуализации с участием не более 80 детей за раз, однако Национальный институт по борьбе со запрещенными веществами (NIDA) решил глубже изучить влияние игр на повседневное поведение и на развитие личности. Директор NIDA и доктор медицинских наук Нора Волков уточнила:
Это исследование дополняет наше растущее понимание связи между игрой в видеоигры и развитием мозга. Многочисленные исследования связывают видеоигры с проблемами поведения и психического здоровья. [Однако] преимущества, связанные с этим популярным времяпрепровождением, достойные дальнейшего изучения.
Специалисты отобрали 2000 ребятишек в возрасте от 9 до 10 лет, когда школьная программа постепенно переходит к обучению все более логических сложных концепций.
Неожиданный результат
Поскольку стандартные рекомендации требуют ограничить время игры максимум двумя часами в день, ученые разделили детей на две большие группы. В первой находились те, кто вообще не знаком с видеоиграми, во второй – проводящие за компьютером или приставкой от трех и более часов, чтобы превысить ограничение.
Следующим этапом стала проверка когнитивных способностей при столкновении с двумя задачами:
- на контролирование импульсного поведение;
- на запоминание поступающей информации.
Оказалось, геймеры справлялись с этим лучше. Причем исследование МРТ показало, что зоны мозга, связанные с вниманием и памятью, у них были задействованы максимально. В то время как у детей, оторванных от компьютерных развлечений, активнее работали лобные доли, связанные с анализом сложных когнитивных концепций.
Кроме того, специалисты отметили у «игроков» низкую активность мозга при обработке зрительной информации. Это связывают с большей ее эффективностью – в силу тренировки во время игрового процесса.
Неявные предпосылки
Ученые обратили внимание на несостоятельность заявлений о большей психической подвижности у игроманом. По крайней мере, в исследуемых группах отличие в поведении оставалось на уровне статистической погрешности, из чего можно сделать вывод о минимальном (или отсутствующем) влиянии в столь малом возрасте.
Кроме того, исследователи подчеркнули, что не проводили причинно-следственный анализ. Вполне возможно, что не игры влияют на когнитивные способности, а специфика мозга определяет склонность ребенка к компьютерным играм. И отдельно указали на необходимость многостороннего развития: длительное сидение перед монитором вредно в любом случае.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание