Студент из Липецкой области возродил старинное ремесло: он плетет пояса, которые можно читать, как книгу

В давние времена в каждой славянской семье владели мастерством рукоделия. Мужчины занимались деревом или металлами, а женщины - шитьем и ткачеством. Времена безвозвратно ушли, но в современной России все еще есть умельцы, которые поддерживают традицию и дают новую жизнь ремеслам. Один из таких умельцев - Вячеслав Червяков. На сегодняшний день он является мастером высокого класса в ткачестве.

Начало пути

Сразу надо сказать, что секреты ткачества Вячеслав осваивал самостоятельно. Заинтересовался этим ремеслом, когда ему не было еще и десяти лет. А все потому, что этим же ремеслом владеет его мама. Но началом своего личного творческого пути Вячеслав считает тот день, когда ему удалось побывать на фольклорном фестивале "Хоровод традиций" в Карелии. Это было его первое подобное мероприятие, там же познакомился с большим количеством народных умельцев, которые представляли свой регион и показывали мастерство. Это мероприятие очень вдохновило Вячеслава, особенно большое влияние оказало то, что все участники были в русской народной одежде, а женщины - в украшениях.

По возвращении домой Вячеслав понял, что это направление его очень заинтересовало, и он практически сразу сел за плетение своего первого после посещения фестиваля пояса. Весь следующий год, вплоть до следующего фестиваля, усиленно занимался плетением, изучал различные техники. Начинал с простого, постепенно переходя к более сложным вещам. Через год снова отправился на фестиваль, в этот раз он проходил в Таганроге, и привез оттуда первое место.

О ткачестве

Ткачество и плетение поясов – ремесло довольно редкое. Мастеров, владеющих им, сейчас единицы. И Вячеслав – один из них. Молодой человек признается, чтобы овладеть мастерством в полной мере, у него ушли годы. Ведь мама не рассказала всех секретов, а лишь приоткрыла двери в мир ткачества. Вячеслав посещал различные мероприятия, ходил в музеи, брал в библиотеке специализированную литературу.

Потом в руки ему попала книга мастерицы из Новгорода Елены Осиповой. Из ее книги узнал много нового. Затем связался с самой Еленой, приехал в Новгород и брал частные уроки, перенимал секреты мастерства. Надо сказать, что под надзором опытного наставника освоение материала проходило намного быстрее и качественнее. Однако Вячеслав смеется, вспоминая, как приехал к Елене, показал ей свои работы и услышал в ответ вопрос, чему она, собственно, может его научить. Он и сам все умеет.

Затем удалось поучиться у мастеров из других крупных ремесленных городов.

Виды плетения

Техник плетения поясов существует очень много: «дерганьем», на «бердышах», на «дощечках», на ткацком станке. Вячеслав владеет практически всеми. Самые сложные в исполнении - это пояса браные, от слова "брать". Это особый вид мастерства, в котором нить, при помощи которой создается узор, берется толще, чем основная. Поэтому сам узор получается выпуклым, будто трехмерным. Количество нитей зависит от ширины пояса, чем шире пояс, тем больше нитей необходимо для работы. На создание полноценного пояса уходит около месяца при ежедневной работе, на создание маленького пояска - около недели.

Принцип работы

А принцип работы таков, что, как говорится, лучше один раз увидеть своими глазами, чем сто раз услышать о том, как переплетать нитки. Для работы кроме ниток необходим станок, именно в него заправляются все нити и завязываются нитченки - это такие своеобразные петельки, которые используются для поднятия основы в определенной последовательности. На первый взгляд может показаться, что с заправкой нити справится даже неопытный мастер. Но не все так просто. Оказывается, это целое искусство. Сначала нужно намотать нить, которая скрепит все остальные.

Только после этого можно начать работу. Челнок с ниткой перемещается вдоль работы и создает необходимый узор. Кстати, каждый узор имел на Руси особенное значение. Например, волнистые линии обозначали воду, прямые - землю, а круги - солнце. Простые знаки служили для составления более сложных слов. Тщательно подбирали и цветовую гамму. Каждый цвет нес свою информацию. Например, белый считался символом чистоты и нового мира, а желтый - солнечным светом. Все орнаменты можно было читать, как книгу, если обладать определенными, самыми простыми знаниями.

Собственный дизайн

Вячеслав - мастер на все руки. Он создает не только пояса собственного дизайна, но и воссоздает точные копии поясов различных регионов, ведь раньше у каждой деревни или поселка был свой особый узор, по которому жители сел отличали друг друга. Пояса могут украшаться бусинами, бисером или атласными лентами. В качестве дополнительных символов могут изображаться цветы, птицы и даже имена того человека, который будет этот пояс носить.

По словам мастера из Ельца, раньше каждый человек носил пояса, а затем мода изменилась. Но правду говорят историки, что мода и история цикличны. Сейчас пояса вновь возвращаются в моду. У Вячеслава пояса заказывают не только простые люди, но также коллекционеры, различные народные коллективы, которым необходима одежда для выступлений в народном стиле.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А какое из народных промыслов нравится вам?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.