"За урожай и продолжение рода": чем обряд "Жаніцьба коміна" привлекает в Беларусь людей со всего мира

Деревня Погост, расположенная в Житковичском районе Беларуси, поистине уникальная. Это настоящий край чудес, где местные старожилы, до сих пор верящие в потусторонние силы, хранят старинные традиции и обычаи.

Она прославилась на весь мир после того, как попала в десятку лучших мест для проведения зимних праздников, а рейтинг был составлен американской телекомпанией CNN.

Начало новой жизни

В известной деревушке Беларуси проводят огромное количество обрядов, и одно из самых любопытных мероприятий проходит осенью. «Жаніцьба коміна», что в переводе означает «Женитьба дымохода», символизирует начало нового года, когда весь урожай собран и пришли холода.

На ком же женится печная труба? На этот вопрос нет четкого ответа, старожилы отвечают по-разному. Одни считают, что на избе, а другие – на печке.

От тяжелых работ в поле к домашним заботам

С приходом тепла, когда поздно темнело, хату не освещали, печи не топились, а еду готовили на костре. А вот осенью жители занимались только домом. Это был благодатный период отдыха от тяжелой работы в поле. И тем радостней они чествовали древний светильник, зажигая после длительного перерыва огонь в хате – своеобразный семейный очаг.

После обряда, символизировавшего конец земледельческих работ и начало вячорак (посиделок), все переходили на домашний образ жизни.

Как проходит праздник?

Жители деревушки выбирают, в каком доме будет проходить «Жаніцьба коміна». Раньше они собирались у самого зажиточного человека, который мог угостить несколько десятков людей.

В центре хаты вешают дымоход – недлинную трубу с решеткой, выполненной из железа. Хозяева и гости украшают его яркими лентами, цветочными венками и ветвями деревьев, а затем берутся за руки и водят вокруг хоровод.

Затем начинаются деревенские посиделки, которые не обходятся без поджигания лучины под печной трубой. Это очень сакральный момент, демонстрирующий уважение собравшихся к стихии огня. Если коротко, то это обряд первого зажигания света осенью.

В древности старики осыпали дымоход семечками подсолнуха или зерном, а молодежь собирала семена, стараясь подобрать наибольшее их количество, чтобы удача не обошла стороной.

Незамужние девушки считали, какое количество собрано: если четное, тогда свадьба не за горами, а если нечетное, им придется еще годик походить без жениха.

Иногда сценарий праздника меняется, и это зависит от географии его проведения. В Столинском и Лельчицком районах обряд называется «Багач», потому что считается, что время после сбора урожая самое лучшее: жители не останутся голодными, и поэтому они веселятся.

«Сейчас не тот век»

78-летняя К. А. Панченя – создательница фольклорно-этнографического ансамбля «Міжрэчча» – с юности занимается сбором старинных песен и присказок. Она много знает и о «Жаніцьбе коміна» и переживает, что современная молодежь не молится за урожай, как раньше.

«Не тот век сейчас, к сожалению. У людей есть парники, они используют удобрения, и поэтому не считают нужным обращаться к духам. Им интересно совершенно другое», – сетует старушка.

Она вспоминает, как раньше плакали деревенские жители, когда пели песни и водили хороводы. Они болели за все душой, и никто не думал ни о деньгах, ни о славе.

Погружение в историю

А вот Петр Цалко, заведующий филиалом Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций в Гомеле, не согласен с Панченя. Он говорит, что современная молодежь активно принимает участие в праздниках, которые проводятся на территории Гомельского дворцово-паркового ансамбля.

«Женитьба дымохода» – это не сезонное мероприятие. Реконструкция обряда проводится ежемесячно, собирая разношерстную публику. Здесь веселятся и иностранные студенты, и местные жители, и туристы из России, приехавшие специально, чтобы окунуться в глубину времен.

Это очень теплое и душевное мероприятие, где гости становятся полноправными участниками сакрального действа. Они знакомятся с традициями, которые наши предки берегли и донесли до потомков.

Правда жизни

Все анонсы будущих мероприятий публикуются в белорусских СМИ и соцсетях музея. Его работники сначала собирают материал в деревнях, а затем подают в аутентичном варианте. Только переносят они информацию уже на городское пространство, выступая своеобразным «транслятором» между селом и мегаполисом.

Музейные работники видят своими глазами, как проходят деревенские праздники, и перенимают у жителей искренние эмоции. Они точно знают, что правды жизни не будет, если смотреть обряды в Интернете или слушать их в аудиозаписи.

Веселый праздник

Так же, как в деревне Погост, в музее праздничное мероприятие делится на 2 части. Сначала торжественно выносят дымоход, декорируют его и зажигают свечи. А затем гости пускаются в пляс. Их учат танцевать народные танцы, вовлекая в большой хоровод, который становится кульминацией обряда.

А затем всех ждут за большим столом, где можно попробовать незамысловатые деревенские блюда: драники, сало, различные каши, печеные яблоки, свекольный квас. Желающие поют песни под гармошку и слушают старинные легенды.

Неохраняемое культурное наследие

Петр Цалко в интервью СМИ сожалеет, что многие традиции Беларуси имеют статус нематериального культурного наследия страны, но не охраняются ЮНЕСКО. И только в ноябре-декабре 2019 года станет известно, попадут ли некоторые народные обряды в список Всемирного наследия.

Заведующий филиалом Ветковского музея считает, что культурное наследие – главное достояние из прошлого и его необходимо охранять. И предлагает занести в список объектов ЮНЕСКО все мероприятия, которые ежегодно проходят в Погосте.

Если читателям станет интересно, Цалко рекомендует посмотреть фильм «Дочь Припяти», снятый режиссером Игорем Бышневым. Это документальная лента, повествующая о жизни Полесья. В ней показан весь обрядовый год села.

А главной героиней является уже известная Панченя, которая рассказывает о дохристианских традициях.

Обряд или вечеринка?

Петр Цалко считает, что, несмотря на все старания, «Жаніцьба коміна» не сохранится в первоначальной форме. Фольклористы делают, что могут, но они не в силах изменить ситуацию. Дело в том, что несколько веков назад огонь считался священным. К нему относились с особым почтением и любовью, ведь он давался людям с большим трудом.

Сейчас, когда у каждого в доме есть электричество, мало кто верит в огненную стихию, а ведь раньше лучину жгли с надеждой и верой. Молодежь перестала воспринимать обряд как магическое действо, относясь к нему просто как к веселой игре.

Прагматичные девушки и парни считают происходящее вечеринкой с элементами театрализации, не делая ставку на то, что это старт новой жизни.

Фольклорные экспедиции

Старожилы знают, что священный праздник – пробуждение жизненных сил как Вселенной, так и человека, это продолжение его рода.

Раньше знания об обрядовых действах передавались из поколения в поколение, а теперь эту практику почти забыли. И только в ходе фольклорных экспедиций этнографы собирают уникальный творческий материал, который служит основой для проведения местных праздников.

«Туристический Клондайк»

Сейчас власти пытаются использовать статус известной на весь мир деревушки, чтобы привлечь гостей, ведь интерес к народному творчеству в современном обществе только растет. И на волне народной славы Погост уже назвали «туристическим Клондайком».

К сожалению, многие операторы не умеют грамотно рекламировать белорусские достопримечательности и качественно их «продавать», а иностранным туристам иногда довольно затруднительно попасть в Беларусь.

Но жители Погоста надеются, что ситуация изменится и новое направление станет очень популярным, ведь им есть что показать гостям.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы бы хотели погрузиться в глубину веков?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.