15 ноября 1933 года был выпущен первый троллейбус в Москве: как он выглядел (фото)

15 ноября Москва отмечает своеобразный юбилей: в этот день в 1933 году на рейс вышел первый в городе (да и всей Стране Советов) троллейбус. По какому маршруту он ходил, как часто курсировал и, главное, как он выглядел? Это мы и предлагаем вам узнать, просмотрев подборку старых фото.

Не роскошь, а назревшая необходимость

Троллейбусы появились в Москве, а затем и в других больших городах СССР как часть проекта по электрификации всей страны. Пуск этого вида транспорта планировался еще в 1924 году. В центре Москвы господствовали трамваи. Но за годы индустриализации город сильно разросся за счет постройки заводов и, соответственно, жилья для рабочих. Близлежащие деревни превратились в окраины. И к ним необходимо было пустить общественный транспорт.

Трамваи требовали прокладки рельсов. А это было дорого. Автобусы могли бы решить проблему, но уже тогда городские власти задумались об экологии, ведь выхлопные газы загрязняют воздух. Да и солярка была в те годы намного дороже электроэнергии.

Поскольку в СССР все начинания, даже самые ничтожные, спускались «сверху», инициатором троллейбусного дела в стране стал партийный деятель Лазарь Каганович. Именем «стального наркома» и был назван первый троллейбус. Инициалы «ЛК» красовались на каждой машине.

Подготовка

Так как троллейбусы должны были обслуживать рабочие окраины, то и первую опытную линию протянули от Тверской заставы по Ленинградскому шоссе до Окружной железной дороги в Покровском-Стрешневе (сейчас МЦК). Весь маршрут тянулся на семь с половиной километров, и был он по большей части односторонним, то есть почти круговым.

Депо для машин с ремонтными мастерскими построили в селе Всехсвятское (сейчас это район возле станции метро «Сокол»). Осталось сделать сами троллейбусы. Их создали по принципу «Я тебя слепила из того, что было». Подвеску и шасси взяли у грузовика ЯГ-3, выпускавшегося на Ярославском заводе. Электродвигатель, работавший на переменном токе, поставила московская фабрика «Динамо». А кузов троллейбуса склепали на ЗИСе (Заводе Имени Сталина).

Интересно, что салон сделали из деревянной решетки, которую укрепили металлической обшивкой толщиной в 1 мм. Изнутри салон украсили зеленым дерматином, который просто приклеили на каркас.

Торжественный пуск линии

4 ноября 1933 года обе опытных машины с номерами ЛК-1 и ЛК-2 были доставлены в подготовленное для них депо. И тут же произошло ЧП. Деревянный настил не выдержал веса 8,5-тонного троллейбуса. Машина рухнула в яму, и деревянный корпус не спасла никакая металлическая обшивка.

Поэтому 5 ноября на испытания выехал только ЛК-2. Вместе с приемной комиссией по маршруту проехались Н. Булганин, Н. Хрущев (на то время первый секретарь Московского горкома) и руководство ЗИСа, Ярославского завода и «Динамо». ЛК-2 с честью выдержал испытания, и партийное руководство распорядилось по его образцу выпускать другие троллейбусы. Десять дней водители учились управлять единственной машиной, а 15 ноября в 11:00 был совершен первый рейс с пассажирами.

Как выглядели первые московские троллейбусы

Предполагалось, что троллейбусы будут пользоваться спросом у населения, поэтому их сразу же делали вместительными. Длина салона составляла 9 метров, а ширина – почти два с половиной. А вот сидячих пассажирских мест в троллейбусе было всего 37.

Несмотря на то что под дерматином скрывался каркас из фанерной решетки, сам салон поражал воображение пролетариев. Под сидениями были установлены печки, работавшие от электродвигателя, имелись никелированные поручни, зеркала, а сверху были сетки для багажа. Двери было всего две. Переднюю на остановках открывал водитель, а заднюю – кондуктор.

Максимальная скорость, которую мог развить этот вид транспорта, составляла 55 километров в час, но обычно машины осторожно ехали на 35 км/ч. Первые машины были выкрашены в синий цвет с кремовой крышей и ярко-желтой полосой снизу. Спереди кузова, кроме букв ЛК со сквозной нумерацией, виднелась надпись металлическими буквами: «От рабочих и служащих ИТР, Ярославского автозавода, автозавода им. Сталина, завода «Динамо», НАТИ».

Расширение троллейбусной сети

Этот вид транспорта особенно понравился Никите Хрущеву. Поначалу выпуск троллейбусов был запланирован по остаточному принципу. Но первый секретарь горкома партии сделал все возможное, чтобы электромашины сходили с конвейера как можно чаще. А ведь их собирали почти что вручную!

Но уже в начале 1934 года первая линия была продолжена до площади Революции по улице Горького, а в декабре был запущен новый маршрут от Арбата до Дорогомиловой заставы. На это время по Москве уже курсировали 36 троллейбусов «ЛК». Кстати, уже с 16 ноября 1933 года первый рейс отправлялся в 7 утра, а оканчивали работу водители в полночь.

В 1935 году этот вид электротранспорта появился в Ленинграде, Ростове-на-Дону и в Киеве. Московская троллейбусная сеть является старейшей в СССР и пятой по возрасту из ныне действующих в мире. И хоть ее история и началась с казуса, дело пошло на лад.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А в вашем городе ездят троллейбусы? Где их производят?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
1
Интересно)
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.