Тенденция к "суперсоло" в Японии: все большее число жителей предпочитает отдыхать в одиночестве

Япония - это одна из стран, которая на протяжении длительного времени характеризовалась глубокой традиционной культурой. Однако сегодня она меняется прямо на глазах. Если на протяжении веков японцы придерживались принципов коллективизма, то сейчас наблюдается тенденция в сторону обособления. Это явление носит название "охиторисама".

Большие перемены

Сегодня в японском обществе наблюдаются большие изменения. Оно очень быстро стареет, наблюдается рекордный в сравнении с предыдущими годами приток туристов и эмигрантов, все больше роботов приходит на смену людям в различных областях жизни. Еще одним заметным изменением является охиторисама - стремление людей к отходу от традиционного для Японии коллективизма.

Еще десять лет тому назад большинство японцев чувствовало большой дискомфорт, появляясь на людях в одиночестве. Например, они сильно смущались, если их видели в офисной столовой обедающими в одиночестве. Некоторые из них даже прятались в туалете, принимая там пищу, что получило название "туалетный обед". Но уже сегодня происходят большие перемены, набирает селу мода на "суперсоло". Все большее число жителей предпочитают отдыхать в одиночестве.

Мода на "суперсоло"

Одним из примеров такого отдыха является времяпрепровождение в баре "Хитори", находящемся в одном из районов ночной жизни Токио - Синдзюку. Это бар был открыт в 2018 году. Это уютное место, куда приходят одинокие люди, одни из тех, кто раньше прятался в туалете, чтобы перекусить. Они спокойно сидят здесь и если испытывают такое желание, знакомятся и развлекаются с кем-то из себе подобных. Мики Татеиши, работающий здесь барменом, также разделяет идеологию охиторисама.

Ее представители стремятся построить новое общество, в котором люди получают удовольствие, находясь в одиночестве. Татеиши объясняет, что политика бара "Хитори" состоит в том, чтобы дать людям, которые чуждаются больших групп, ощущение комфорта. Находясь в небольшом помещении, рассчитанном примерно на десять человек, они могут отдохнуть, чувствуя себя непринужденно. Не исключено и общение с окружающими, если появится такое настроение.

"Хитори" - это "один человек"

В переводе "хитори" - значит "один человек". Это словосочетание отражает общую тенденцию, согласно которой сегодня бизнес в Японии переживает перестройку. Он приспосабливается к тому, чтобы удовлетворять стремление людей к уединению. Так, появляется все больше ресторанов, ночных клубов, туров по стране, которые учитывают эту новую тенденцию.

Движение охиторисама разделяет все больше людей. Это объясняется усталостью японцев от жизни, протекающей в условиях скученности, на глазах у других. Об этом говорит, например, 29-летний сотрудник крупной производственной компании Кай Сугияма. Он подчеркивает, что жители его страны имеют очень мало пространства, где они могут уединиться, и им очень не хватает уединения.

Нововведения в ресторанах

Слово "охиторисама" можно перевести с японского как "вечеринка одного". Сегодня в "Инстаграме", введя этот хэштег, можно увидеть массу фотографий, демонстрирующих рестораны и кинотеатры с кабинками для одного человека, одиночные палатки в кемпингах. При этом о своей приверженности к охиторисама в социальных сетях и в СМИ сообщает все большее количество японцев.

К нововведениям относится также и "хитори якинику". Под "якинику" подразумевается препровождение в ресторане, когда за столом собирается компания и на гриле готовит блюда из курицы, свинины, говядины. Теперь к слову "якинику" присоединилось слово "хитори", означающее, что теперь человек жарит и ест мясо в полном одиночестве.

Караоке для одиночек

Даже в караоке теперь наблюдается тенденция к "суперсоло". Это классическое японское проведение досуга теперь сильно изменилось. Сейчас среди клиентов караоке 40% предпочитают петь в одиночестве. Об этом сообщил менеджер по продажам компании 1Kara, базирующейся в Токио, Дайки Яматани. Места для караоке в Японии можно обнаружить везде.

Это большие многоэтажные здания с комнатами разных размеров для разного количества клиентов. Однако сейчас караоке атакуют одиночки, для которых и были оборудованы маленькие комнатки размером с телефонную будку.

Таким образом, традиционная ночная жизнь в Японии, характеризующаяся коллективным времяпрепровождением, претерпевает серьезный сдвиг в сторону охиторисама. С чем же связаны такие глобальные изменения?

Протест против социального давления

Для западных стран одиночное времяпрепровождение не является столь необычным, как это было до последнего времени в Японии. На западе человек может спокойно сам сходить в кинотеатр, в кафе или отправиться путешествовать, выкладывая кадры поездки в социальных сетях. То есть этого в принципе не принято стесняться.

Совсем другое дело в Японии, где ценится групповое существование. Здесь проживает 126 млн человек, которые теснятся на архипелаге, занимающем площадь даже немного меньшую, чем Калифорния. При этом четыре пятых всей их земли занято горами, то есть является необитаемой. Понятно, что в такой ситуации проблема скученности стоит на первом месте.

Именно поэтому в Японии сформировалась культура совместного сосуществования большого количества людей. По мнению Мотоко Мацусита, исследователя из института Nomura, изучающего культуру охиторисама, давление на молодых людей со стороны их сверстников, проповедующих ценности группы, оказалось в определенный момент слишком сильным.

Наряду с ростом популярности социальных сетей, где лайки друзей стали играть огромную роль в оценке личности, это давление стало зашкаливать и, достигнув критической точки, вызвало реакцию протеста. Молодые люди перестали стесняться того, что их видели в одиночестве, и в обществе стало расти число приверженцев культуры охиторисама.

Автором этого термина был социолог Бенджо Меши, который впервые применил его в 2008 году. Сотрудник Университета Осаки Дайсуке Цудзи придерживается мнения, что студенты, которые ели в одиночестве и пытались скрывать это от других, прячась в туалете, испытывали дискомфорт отнюдь не из-за того, что им не с кем было разделить трапезу. Их тяготило осуждение их сверстников. Поэтому им и захотелось вырваться из-под этого пресса и почувствовать себя свободными людьми, что и привело к охиторисама.

Давление уменьшилось

Нужно отметить, что на сегодняшний день с появлением этого нового типа поведения в Японии социальное давление на одиноких людей значительно уменьшилось. Например, молодые люди все реже стали слышать наставления о том, что им необходимо как можно скорее жениться и заводить детей. Об этом свидетельствует опрос, проводившийся с 2015 по 2018 год среди 10 тыс. человек.

Было выяснено, что появилась тенденция к более гибкому отношению к семейной жизни. Меньше людей стали считать, что им обязательно нужно жениться и выходить замуж потому, что на этом настаивают окружающие. Также более лояльным стало отношение к разводам даже при наличии в семье детей.

Охиторисама уже невозможно игнорировать

Исследователи пришли к выводу, что тенденцию к "сверхсольному обществу" в Японии уже невозможно игнорировать. С этим соглашаются и представители бизнес-сообщества, которые, чтобы не упускать прибыль, занимаются диверсификацией своего бизнеса с учетом клиентов, ориентированных на одиночное времяпрепровождение.

По существующим прогнозам к 2040 году около половины населения в Японии, начиная с 15 лет и старше будут жить в одиночестве, и рынок будет ориентирован на эту тенденцию. При этом и люди, состоящие в браке, по мнению экспертов, будут все больше стремиться к сольному отдыху, например, совершать путешествия в одиночестве. Предполагается, что таких будет около одной трети.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы считаете тенденцию охиторисама закономерной?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.