"Соловей не поет в клетке": красноречивые цитаты Лидии Руслановой к 120-летию великой певицы

Лидия Русланова - ярчайшая звезда советской эстрадной и народной песни. В этом году легенде исполнилось бы 120 лет. Девочка с тяжелой судьбой, ей все-таки удалось завоевать свое место под солнцем. Несмотря на тяжелую жизнь, Лидия Русланова сохранила бодрость духа и улыбку на протяжении всей жизни.

Детство

Маленькая Лидия росла в деревне, где очень любили песню. Радовались, печалились, с уст не сходили песни. «Сколько помню себя, всегда возле меня - песня», - вспоминала сама артистка. А пели в те времена в деревне от души, с размахом, когда работали, когда отдыхали. И на каждое дело была своя песня, определенного мотива. Но особенно запали в душу маленькой девочке своеобразные причитания, когда бабушка провожала отца на войну. Отец с фронта не пришел, и в минуты тоски внучка просила бабушку: «Поплачь, баба, по тятеньке». Лишились отца, следом ушла мать, скончалась от тяжелой работы, оставив троих детей.

Церковный хор

Когда Лидии исполнилось восемь лет, ее отдали в приют. Там-то и случился первый, как мы сейчас говорим, музыкальный прорыв. Девочку сразу поставили солисткой в церковный хор. И послушать этот хор приезжали со всех уголков. Иосиф Прут в своих мемуарах вспоминал, что однажды тоже приехал послушать эту удивительную девочку. Когда она взяла первые звуки, по телу пробежала дрожь от того, что душа так неожиданно соприкоснулась с настоящим волшебством. Всю жизнь Русланова собирала песни разных народов и довольно часто включала что-нибудь в свои выступления.

Гражданская война

Война не обошла великую певицу стороной. На тот момент ей уже исполнилось 16 лет, и она приняла решение пойти на фронт медсестрой. Правда, работала она не на передовой, а в санитарном поезде, но и там песня не покидала ее. Она пела для раненых.

После того как девушка выпустилась из приюта, она почти сразу же попала на мебельную фабрику. И там ее репертуар обогатился - она стала исполнять великолепные романсы. Во время Гражданской войны Лидия и выбрала своим сценическим костюмом именно народный. И перед иностранцами, кстати, выступала только в нем. Костюм был нехитрый, состоял из платка на голову, лаптей и душегрейки. В народе за такой костюм Лидия Русланова получила милое прозвище "Саратовская птица". Да она была и не против.

Великая Отечественная

К концу 20-х годов артистка объездила уже почти всю Сибирь, Урал, побывала на Дальнем Востоке. Вновь пришла война, только уже финская. И Лидия снова отправилась на фронт - выступать, поддерживать бойцов. Перебиралась на чем придется, но всегда двигалась вперед, чтобы порадовать бойцов и раненых успокаивающей душу песней, подбодрить. Чтобы и свое здоровье не потерять, принимала для профилактики лекарства.

Снова война - Великая Отечественная. Выступала прямо в траншеях. Пули свистят - солдаты и ухом не ведут, слушают. Кстати, Лидия Русланова внесла существенный вклад в оборону - отдала деньги, заработанные до войны, на производство двух "Катюш". Но солдаты наделили их другим именем - Лидуша.

Пожалуй, самый известный концерт Руслановой состоялся у стен Рейхстага. Солдаты написали ее имя углем на колонне рядом со всеми именами, кому посчастливилось дойти до Берлина. В тот день Русланова пела больше, чем обычно, и выступала с казачьим ансамблем. Самую популярную и любимую песню "Валенки" исполнила несколько раз по большой просьбе зрителей. Однажды, идя по улице Берлина, какой-то солдат, увидев певицу, громко крикнул ей: "Ложись, убьют!" На что получил ответ: "Где это видано, чтобы русская песня врагу кланялась!" И певица проследовала дальше. Вот она, сила русского духа.

Арест

В военные годы артистка вышла замуж за четвертого мужа, генерала-кавалериста Владимира Крюкова. Но после войны его арестовали, следом прямо на одном из концертов арестовали и Русланову. Приговор был, как у всех - антисоветская пропаганда. Все записи Лидии Руслановой были запрещены к трансляции, ей дали десять лет и отправили в Иркутскую область на исправительные работы. Но петь вживую ей запретить не могли, и она выступала перед заключенными.

Руководство тюрьмы понимало всю ценность арестантки и не раз просило ее спеть на различных мероприятиях для командования. Взамен обещали послабление режима. Однако Русланова гордо отвечала: "Соловей не поет в клетке". Вот и весь разговор.

Арестовали их в 1948 году, в 53-м уже освободили, и снова во все радиоприемники страны вернулись трансляции ее концертов.

Забавный случай

Обожали Лидию Русланову не только за голос, но и за чувство юмора. Цитаты подхватывала вся страна.

Однажды на большом сборном концерте после выступления Руслановой через весь стадион прибежала женщина и вручила певице роскошный пуховый платок. Следом выступала узбекская певица. Она получила в подарок от зрителя часы. Следующим выступающим был Иосиф Кобзон. Вот тут Лидия Русланова не сдержалась и пошутила над ним: "Готовься, сейчас евреи тебе мебель понесут".

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А как вы относитесь к творчеству этой советской певицы?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.