Не только "Чапаев": 120 лет со дня рождения несправедливо забытого советского режиссера Сергея Васильева

Часто бывает, что за культовыми произведениями той или иной эпохи стоят личности, о судьбе которых нам неизвестно практически ничего, а оглушительный успех одной работы затмевает прочие достижения. Один из незаслуженно забытых деятелей культуры - советский режиссер Сергей Васильев. Его кинокартина о Чапаеве, созданная в соавторстве с не менее талантливым однофамильцем, поневоле бросила тень на всю фильмографию.

Несмотря на мировое признание, в глазах отечественного зрителя он остался неузнаваемым. В этом году 4 ноября отмечается 120 лет со дня рождения режиссера, и мы решили исправить досадное недоразумение, познакомив читателя с его творчеством поближе.

Ранние годы

Сергей Васильев родился 4 ноября 1900 года в семье московского военного чиновника. После смерти отца он отправился на учебу в Керчь к своему дяде, а после, уже самостоятельно, - в Петроград. И хотя учеба давалась ему через силу, зато чувствовалась непреодолимая тяга к чтению и участию во всевозможных кружках: как творческих, так и спортивных.

В пятнадцатилетнем возрасте юноша пошел добровольцем на Первую мировую войну, где служил сначала на санитарном поезде, а затем – в конной разведке. Хорошей физической формой и владением полезными навыками он был обязан своему скаутскому прошлому. Спустя два года, в 1917, он вступил в ряды красногвардейцев и принимал участие в революционных действиях, происходивших на тот момент в Петрограде.

Все это позднее найдет отображение и в его фильмах. Война и революция красной нитью пройдут сквозь все творчество режиссера.

Братья Васильевы

В начале двадцатых молодой Васильев, пытаясь найти себя, пробует свои силы в актерском мастерстве. Впрочем, со временем понимает, что карьера актера его не прельщает, и делает первые шаги в режиссуре, ставя спектакли.

Однако настоящий режиссерский успех, навсегда запечатлевший его имя в истории кино, приходит к нему после знакомства с Григорием Васильевым. Их объединяла не только фамилия и совместная работа над проектами, но и единый подход к решению творческих задач. Дебютом стала документальная картина «Подвиг во льдах», снятая в 1928 году. Тогда еще имена режиссеров указывались в титрах отдельно. Начиная со «Спящей красавицы», выпущенной двумя годами позднее, все работы выходили под псевдонимом братьев Васильевых.

Несмотря на то что в действительности кровными узами они связаны не были, их справедливо можно считать братьями по кинематографу. Их творческий тандем просуществовал 20 лет и закончился вместе со смертью Григория в 1948-ом. За это время в сотрудничестве было отснято восемь кинолент, но культовой суждено было стать лишь одной.

"Чапаев" и пустота

Тридцатые годы ознаменовались кардинальными изменениями в осмыслении кинематографического искусства. Этот период стал началом звуковой эры, полностью изменив философию кино уже на этапе его производства. Ранее главным выразительным приемом служил монтаж, удерживающий внимание аудитории. Экзальтированность мимики и движений, динамичность и клиповая смена кадров компенсировали отсутствие звучащего слова. Теперь же на первый план выходит персонаж, а раскрытие его характера при помощи звука становится приоритетной задачей.

Вышедшая на экраны в 1934 году, картина братьев Васильевых «Чапаев» воплотила в себе новые принципы, став одним из символов советского кино раннего периода. Прежде всего, ее отличала простота съемки и не обремененность деталями. Повествовательная основа строилась на отсутствии авторского нарратива и отождествлении зрителей с персонажами.

Акцент стоит на драматургии и фигуре главных героев: начальника дивизиона Василия Чапаева, ординарца Петьки и пулеметчицы Анки. Эти образы навсегда отпечатались в сознании массового зрителя, а сам фильм был удостоен высшей награды – Сталинской премии. Вождь пересмотрел «Чапаева» 38 раз. Во многом эта благосклонность и определила популярность фильма.

Антракт

После того как режиссерский дуэт Васильевых прекратил свое существование, Сергей временно отходит от творческой деятельности и занимается административными делами. С конца 1940-х до начала 1950-х он возглавлял филиал союза кинематографистов СССР в Ленинграде, также занимал должность худрука на «Ленфильме», а затем – и самого директора студии.

Однако кинематографическая страсть ни на день не покидала его, и в 1954 году он возвращается в режиссуру, приступив к работе над картиной, которая принесет ему международное признание.

Успех в Каннах

Восьмой кинофестиваль, состоявшийся в 1955 году в Каннах, является едва ли не самым знаменательным за всю историю советского кинопроизводства. Тогда на суд жюри было представлено три отечественных полнометражки, и все три удостоились награды. Была среди них и работа Сергея Васильева, получившая название "Герои Шипки". В ней повествуется об освобождении болгар от гнета Османской империи в ходе русско-турецкой войны. Тема нашла особый отклик в сердце режиссера: его отец участвовал в боевых действиях и часто потом вспоминал об этом в разговорах с сыном.

Киноповесть стала самой масштабной в фильмографии Васильева. В батальных сценах было задействовано несколько тысяч настоящих военных, а сами съемки проводились в исторической местности. Отличительными чертами, которые выделяли данную историческую драму среди других фильмов этого жанра, было большое количество сцен сражений, где часто применялся крупный план. А вот центрального персонажа, как и присутствия автора, в ней не было. Благодаря статичности камеры при просмотре создавалось ощущение, будто бы находишься непосредственно на поле боя и становишься свидетелем разворачивающихся событий.

Среди советских постановщиков Сергей стал первым, кто получил приз за лучшую режиссерскую работу. Это окончательно закрепило за ним репутацию самостоятельной творческой личности.

Закат карьеры на склоне лет

Последней работой мэтра стал фильм «В дни октября» 1958 года, где он возвращается к революционной тематике. Несмотря на то что картина не повторила успеха «Чапаева», режиссеру все же удалось привнести новаторство: именно здесь были впервые экранизированы фигуры Троцкого, Зиновьева и Каменева, бывшие ранее под идеологической цензурой.

Через год Сергея Васильева не стало. Его похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с товарищем, однофамильцем и творческим "близнецом" Григорием Васильевым. Всего за свою жизнь он снял 12 фильмов, включая совместные работы. В них режиссер запечатлел жизнь нескольких поколений, их конфликты, тревоги и мечты.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Знакомы ли вы с творчеством Сергея Васильева?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.