Вплоть до развала Советского Союза власть пропагандировала историю Павлика Морозова как пионера-героя, отдавшего жизнь за торжество идеалов революции. Если верить созданному умелыми пропагандистами и широко растиражированному мифу, эти самые идеалы были мальчику бесконечно дороги - дороже кровных уз. Ради них он якобы предал родного отца, за что и был жестоко убит врагами народа – кулаками.
Достоверной информации о том, как все было на самом деле, нет и по сей день. Реальность и созданная красивая легенда очень далеки друг от друга. Был ли он героем? Или он доносчик, предавший родного отца? Если верить новым открывшимся документам, Павлик Морозов – просто несчастный ребенок, ставший жертвой семейной вражды. Но имя его за семьдесят лет существования советской власти уже успело стать нарицательным, превратилось в некий атрибут идеологического противостояния.
14 ноября исполняется сто лет со дня рождения Павлика Морозова, жертвы бессовестной политической пропаганды и оголтелого мифотворчества.
«Павлик Морозов - суперзвезда»
В начале восьмидесятых четверо друзей записали на катушечный магнитофон созданное ими музыкальное произведение. Выпускники филфака МГУ воссоздали и увековечили рок-оперу, сочиненную ими еще на первом курсе. Их запись подпольно распространяется и приобретает популярность. Название рок-оперы – «Павлик Морозов – суперзвезда».
Персонажи
Действие произведения происходит в тридцать втором. Местом, где разворачиваются события, является родная деревня заглавного героя - Герасимовка. Действующие лица:
- Морозов Павел;
- Трофим, его отец (авторы назвали его кулаком, хотя в в реальности он председательствовал в селе);
- Макар Нагульнов (один из персонажей «Поднятой целины» Шолохова);
- Плохиш (герой гайдаровской «Сказки о Мальчише-Кибальчише»);
- старая большевичка (образ списан с Крупской);
- сельская беднота;
- кулаки;
- середнячество.
Сюжет
Плохиш выражает недовольство по поводу того, что Павлик ему недостаточно доверяет. Он требует записать его в колхоз.
Павлик агитирует крестьян сдать зерно в семенной фонд. Кулаки готовят расправу над Павликом. Старая большевичка является Павлику во сне и убеждает его сагитировать отца вступить в колхоз.
Между Павликом и отцом происходит разговор. Недовольный политическими воззрениями сына, Трофим учит его розгами. В ответ Павлик сообщает об отце Нагульнову как о кулаке и враге советской власти. Трофима расстреливают.
В сельсовете происходит собрание, на котором Нагульнов уличает Плохиша в связи с кулаками. Тот в ответ выдвигает ему обвинение в левом уклонизме. Павлик принимает Плохиша в колхоз и поручает ему перевозить дрова. Тому должность видится недостаточно почетной. Он заманивает Павлика в лес, где с ним расправляются кулаки при поддержке середняков. Плохиша терзает совесть, и он кончает жизнь самоубийством: бросается на бычий рог.
В финале Макару Нагульнову удается обезвредить кулачью банду. Действие сопровождается музыкой Эндрю Ллойда Уэббера.
Авторы
Авторами описанного шедевра стали студенты-первокурсники филфака МГУ: Козлов Сергей, Богданов Ярослав, Харитонов Леонид, Капелюшников Сергей. Участником сочинительства был также их сокурсник Чередниченко Михаил. Всем авторам в семьдесят пятом еще не исполнилось восемнадцати. Свой творческий коллектив они решили назвать «Гуманизмом Левинсона» (отсылка у популярному роману А. Фадеева «Разгром»)
Как возник замысел?
Идея родилась после знакомства с оперой английского композитора Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда», которая в семидесятые была очень популярна.
Своим произведением молодые люди решили дать ответ лживой советской пропаганде. Так они выразили свое несогласие, в частности, с обязательным курсом «Истории КПСС», в котором изучалось время коллективизации. Рок-опера четырех студентов явилась реакцией на советскую идеологическую обработку. Тема Павлика, по их словам, была первым, что пришло в голову. Вокруг нее начал формироваться замысел.
Авторы рождающегося шедевра были молоды и бесшабашны, в процессе его создания они много смеялись.
История создания
Впервые они исполнили свою рок-оперу на квартирнике в новогоднюю ночь 1976-го. После этого текст исправлялся и дополнялся.
В начале восьмидесятых, уже став выпускниками, записали свое произведение на катушечный магнитофон, восстановив текст по памяти. Они передавали запись проверенным людям, своих имен не афишировали. Вскоре их рок-опера стала известной.
Жесткий стеб
В тексте «Павлика Морозова» содержится множество отсылок к тому, что являлось советским культурным кодом:
- к цитатам из высказываний Сталина;
- книгам А. Фадеева и М. Шолохова;
- историческим событиям, из которых советской пропагандистской машиной конструировалась государственная мифология.
Все это составляет достаточно жесткий стеб, в котором восхищает смелый бунтарский дух четырех юношей, восставших против лживой и насквозь прогнившей системы.
Постановки
После распада СССР опера была поставлена московским учителем истории Марком Анискиным в его школе. Позже, в 2018-м, студентами «Летней экологической школы».
Диссертация
Известно, что в Италии одна из бывших студенток МГУ защитила диссертацию, посвященную анализу рок-оперы о Павлике Морозове. Девушка исследовала необычные произведения самиздата. Диссертация одержала победу на специальном конкурсе.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание