Документальный спектакль: в Москве открывается фестиваль Brusfest, посвященный уникальному театральному жанру

Сегодня, когда в мире свирепствует пандемия, не самое подходящее время для проведения любых многолюдных собраний. И тем не менее 25 октября в Москве открылся международный мультиформатный фестиваль с очень обширной и интересной программой. Форум посвящен теме развития уникального жанра в театральном искусстве, тесно связанного с деятельностью и практикой преподавания выдающегося режиссера и актера, педагога-новатора Дмитрия Брусникина.

Документальный театр – революционное направление, в котором нет места интерпретациям и вымыслу, поскольку главной задачей режиссера является представление окружающего мира таким, каков он есть, основанное на конкретных событиях и репликах очевидцев. В Москве уже прошли первые спектакли в рамках открывшегося форума, организованного как дань памяти мэтру. По замыслу его основателей – экспериментального театра «Практика» и независимого театра, созданного на основе Школы-студии МХАТа, «Мастерская Брусникина», все читки, перформансы и спектакли, проводимые в рамках фестиваля, объединяет интерес к документальному формату.

Мероприятие, задуманное в качестве площадки для наиболее полного исследования процессов документального театра, балета и оперы и получившее название Brusfest, продлится в течение месяца.

Памяти Дмитрия Брусникина

Brusfest – второй по счету масштабный форум, посвященный памяти известного актера, выдающегося режиссера и педагога Дмитрия Владимировича Брусникина, умершего два года назад. Первый фестиваль, посвященный памяти мастера, был организован в 2019-м.

Педагог с 40-летним стажем школы-студии МХАТ, Брусникин одним из первых внедрил образовательную систему вербатим.

Данный вид театрального представления составляет основу документального театра, в котором ткань спектакля создается не художественным вымыслом, а живой человеческой речью. Особенное значение придавал мастер потенциалу документального театра для развития театрального искусства будущего.

Со студентами своего курса Дмитрий Брусникин поставил спектакль в технике вербатим под названием «Это тоже я» (2011). Постановка состоит из набора монологов самых разных людей (в документальном театре они обозначаются термином «доноры»). Студенты студии Брусникина разыскивали их в городе в различных местах (на улице, в парке, в кафе) и начинали беседовать. Задачей актера в технике вербатима является разговорить выбранного человека и затем воплотить его историю на сцене. Интервью и документальные свидетельства трансформировались в драматическое, пластическое или музыкальное театральное действо. С тех пор студенты всех курсов, обучаемых Дмитрием Владимировичем выпускали спектакли в технике вербатим.

Спектакль до сегодняшнего дня срывает аншлаги в экспериментальном театре «Практика». Когда услышанные и приготовленные жизненные истории теряют свою актуальность, актеры отправляются на поиски новых вербатимов, соответствующих злобе дня.

В программе

Всего в программе фестиваля предусмотрено порядка двадцати работ: спектаклей, обсуждений, читок, лекций, перформансов и презентаций.

Запланировано сочетание внутрироссийского и международного направлений (заявлены спектакли белорусских, польских и финских коллективов).

В отдельные блоки выделены постановки московских театров и образовательные мероприятия.

COVID-19: обострение переживания настоящего

В программе Brusfest’а на суд зрителей выносится несколько произведений, отсылающих к опыту существования человека в период пандемии, обострившей переживание настоящего и заставившей многое переосмыслить. Среди наиболее интересных работ:

  • Читка пьес, созданных в это непростое время, студентами второго курса школы-студии МХАТ.
  • Премьера хореографического перформанса-инсталляции Д. Хусейн и А. Гарафеевой «Дыхание». Главное действующее лицо постановки - дыхание, символизирующее свободу и жизнь.
  • Спектакль Театра взаимных действий под названием "Университет птиц".

Из привезенного

В рамках фестиваля запланирован интересный показ работ, привезенных гостями из-за рубежа.

Зрители смогут увидеть:

  • Пластический и одновременно кукольный спектакль «Невидимые земли» И. Фальке и С. Линдгрен (Финляндия) о жизни беженцев.
  • пластический перформанс варшавского театра «Сделай себя» - о том как индустрия моды влияет на формирование тела.
  • Спектакль «Примитивы» белорусского театра, посвященный судьбе художницы Алены Киш.

Из регионального

Не менее интересной является региональная программа.

По мнению организаторов, нельзя пропустить:

  • Спектакль «Жизнь мертвецов» краснодарского театра, посвященный исследованию феномена смерти.
  • «Квази-футбол» - еще одна экспериментальная работа из Краснодара –о последнем футбольном матче с участием краснодарской футбольной команды.
  • Спектакль «7 самураев» псковского театра, представляющий уникальный жанр документальной оперы.

Из образовательной программы

Важной частью афиши являются представленные на фестивале пункты образовательной программы:

  • читки документальных пьес, обсуждения спектаклей с театроведами и критиками;
  • серия мастер-классов о документальном театре.

Особое событие презентация книги «Человек размером с дом» - о деятельности Д. В. Брусникина. В финале Brusfest’а запланирована премьера вербатима нового поколения «брусникинцев» - спектакль А. Великородной и Ю. Квятковского «Атлас новых профессий».

«Один из наиболее эффективных способов познания жизни...»

По мнению директора фестиваля Екатерины Троепольской, документальный театр, предусматривающий прямой и честный разговор со зрителем, является одним из наиболее эффективных способов познания жизни.

Это уникальное коллективное переживание ничем нельзя заменить. Он представляет собой особый инструмент, созданный для того, чтобы искусство театра всегда оставалось интересным для зрителя.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы относитесь к технике документального спектакля?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.