"Клином красным бей белых": 130 лет назад в ноябре родился Эль Лисицкий, выдающийся советский авангардист

В ноябре состоится знаменательное событие, отмечать которое готовятся ценители авангардизма во всем мире. 22 ноября исполняется 130 лет со дня рождения известного советского художника и архитектора, выдающегося представителя авангардного направления в искусстве. Его оригинальные пространственные и архитектурные концепции оказали значительное влияние на становление современного дизайна и архитектуры.

Имя Эля Лисицкого (Лазаря Марковича Мордуховича, 22 ноября 1890 г. — 30 декабря 1941 г.) тесно связано с идеей строительства города будущего, полностью совпадающего с нынешними футуристическими представлениями. Выдающийся архитектор первым спрогнозировал слияние города и деревни, приветствовал перспективу использования альтернативных источников энергии, предлагал начать конструирование автономного мобильного жилья, создал теории горизонтальных небоскребов. Деятельность архитектора-новатора была тесно связана с ведущими течениями авангардизма прошлого века — супрематизмом и конструктивизмом. Высказанные им идеи оказали серьезное влияние на формирование принципов и культуры легендарной школы дизайна, архитектуры и прикладного искусства Баухауса.

О рождении и семье

Будущий выдающийся деятель авангардного искусства родился 10 (по н. ст. — 22.11) 1890 г. в селении Починок (Ельнинского уезда Смоленской губернии в семье коммерсанта и домохозяйки. После рождения сына семья поселилась в г. Витебске.

Обучение

Здесь Лазарь учится рисованию и живописи у Иегуды Пэна, когда-то учившего Шагала. Затем юноша отправился в Германию, где поступил в Политехнический институт на архитектурный факультет г. Дармштадта. В 1914-м окончил обучение, получив диплом с отличием. С целью подтверждения немецкого диплома поступает в Рижский политехнический институт, эвакуированный на время войны в Москву. В 1918-м получает диплом архитектора-инженера.

О начале карьеры: Витебск, Малевич

В период с 1909 по 1914 год Лисицкий проводил архитектурные исследования во время обучения в Дармштадтском институте. По возвращении в Россию вместе с Казимиром Малевичем был приглашен Марком Шагалом в Витебскую школу народного искусства. Здесь начал преподавать графику и архитектуру.

Под воздействием идей Малевича в творчестве Лисицкого происходит большая метаморфоза. Он забывает о своем увлечении фольклорно-национальным стилем. Теперь его страстным увлечением становится супрематизм. В своей мастерской художник вместе со своими учениками издает философские книги К. Малевича, создает плакаты в стиле супрематизма для украшения города, становится одним из наиболее активных членов УНОВИСа. Лисицкий меняет собственное имя — с 1920 года он начинает выступать под артистическим псевдонимом, сохранившимся до конца жизни.

Поставив агитационные возможности своих работ на службу большевистской власти, Лисицкий создает политизированный плакат — «Клином красным бей белых» (1919 г.), изданный в 1920 г. в Витебске. Плакат, необыкновенный по своей простоте, был исполнен изобразительной символики: красный треугольник — символ Красной армии, вклинивается в круг белого цвета. Это символизировало сокрушение обороны белых. Клин и круг — важнейший элемент в советском искусстве двадцатых годов, графическое воплощение революционности.

В 1922-м он опять меняет увлечение. В Германии Лисицкого привлекает конструктивизм. В 1925-м он разрывает с Малевичем любые контакты.

"Проуны"

В 1919-м им был исполнен его первый «проун» — «проект утверждения нового». Этот неологизм был придуман самим художником для обозначения изобретенной им системы, в которой соединялись плоскость с объемом. Из их комбинации художнику удавалось выстраивать идеальную динамичную конструкцию, не имеющую ни верха, ни низа, словно бы парящую в пространстве. Колорит был достаточно сдержанным, по цвету можно было определить фактуру материала. Лисицкому удавалось превращать объем в плоскость и наоборот. Объемные и плоские фигуры словно бы взаимно входили друг в друга.

Вхутемас

В 1920-м Лисицкий становится членом Института художественной культуры, пишет свою книгу «Про два квадрата». В 1921-м преподает во Вхутемасе и присоединяется к группе конструктивистов. В 1922 г. Лисицкий разрабатывает экспозицию выставки конструктивистов в берлинской галерее van Diemen. В 1923-м году художник разрабатывает новый типографский дизайн книги В. Маяковского «Для голоса». В Ганновере проходит выставка его работ. В этом же году Лисицкий выполняет серию литографий для берлинских журналов.

Возвращение в Москву

В 1925-м Лисицкий возвращается в столицу. До 1930 г. преподает во Вхутемасе. В этот период художник занимается в основном дизайном вставки и типографики.

Как архитектор в 1923-1925 гг. Лисицкий занимался поиском решения проблемы вертикального зонирования городских застроек для столицы (проектами горизонтальных небоскребов).

В 1926-1927 гг. он создает сценографию для музеев в Дрездене и Ганновере. Одним из увлечений архитектора была фотография, в частности, фотомонтаж. Лучшим его изображением считается плакат для выставки в Цюрихе: две головы, слитые в одно целое, поднимаются над абстрактными архитектурными конструкциями. В 1930-1932 гг. по проекту Эля Лисицкого построили типографию ж-ла «Огонек». Здание отличается характерным сочетанием больших окон квадратной формы и маленьких круглых.

Последние годы

В последние годы жизни Лисицкий болел туберкулезом. В 1941-м, не в силах побороть болезнь, выдающийся конструктивист скончался. Сегодня его работы хранятся в коллекциях многих музеев мира — в музее МоМА (Нью-Йорк), в галерее Тейт (Лондон), в вашингтонской Национальной галерее искусств и др. Похоронен в Москве на Донском кладбище.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какое впечатление производит на вас творчество Эля Лисицкого?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.