Советский ответ Джеймсу Бонду: чем так полюбился зрителям многосерийный фильм о разведке "Щит и меч" и почему сегодня о нем мало кто помнит

Сегодня такой фильм Владимира Басова, как "Щит и меч", вышедший на экраны в 1968 г., мало кто помнит за давностью лет. Тем более что в нем не так много эффектных ходов, присущих картинам о разведчиках. Во имя предельной достоверности режиссер сознательно отказывался от выигрышных моментов. Он стремился к наибольшей реалистичности. Можно сказать, что это советский ответ лентам, похожим на сагу о Джеймсе Бонде, напичканным сплошными штампами.

Лидер проката

Фильм "Щит и меч" в 60-х гг. прошлого века был лидером проката. На фоне других картин, рассказывающих о советской разведке, он сильно выделялся своим новым взглядом на эту деятельность. В нем был развенчан тот пафос, который характерен для советского кинематографа в 30-е-50-е гг., и, по сути, не имел отношения к реальной жизни разведчиков, образы которых подавались как образы супергероев, подобных Джеймсу Бонду.

При появлении подобных лент про разведчиков люди уже начинали смеяться, а их пафос вызывал раздражение. Речь идет, например, о "Без вести пропавшем" и "Вдали от Родины".

В них агенты выглядели редкими статными красавцами, тогда как на самом деле в разведку попадали люди неприметные, с неброской внешностью, чтобы им легче было раствориться в толпе. "Щит и меч" стал чуть ли не первой картиной, в которой режиссер стремился к достоверности. Зрители приняли фильм очень тепло. Его первую серию в кинотеатрах увидело почти 68 млн человек. А Станислав Любшин, сыгравший роль Белова, согласно опросам зрителей, стал лучшим актером года.

Государственный заказ

"Щит и меч" являлся государственным заказом. Руководители СССР искали способ, как отметить пятидесятилетие внешней разведки. В результате было принято решение о фильме по одноименному роману Вадима Кожевникова. В нем рассказывается об агенте советской разведки Александре Белове, который в 1940 г. прибыл в Германию под псевдонимом Иоганн Вайс. Считается, что его прототипом был Александр Святогоров (Зорич), знаменитый разведчик-диверсант, герой войны.

Из множества актеров, пробовавшихся на эту роль, был выбран Станислава Любшин. Его одобрили и сотрудники разведовательных служб, присутствовавшие на съемочной площадке в качестве консультантов. Они сказали, что настоящий секретный агент должен быть именно таким. Кожевников писал сценарий к фильму, учитывая просьбы властей о том, чтобы придать главному герою побольше человечности. Исходя из этого, выбор остановили на Любшине, мягком, спокойном, умном.

Фильм доверили Владимиру Басову

Съемки фильма были доверены Владимиру Басову, замечательному актеру и режиссеру, имевшему успех в обеих этих профессиях. Он славился как один из наиболее "быстрых" режиссеров, способных в короткие сроки снимать кино по просьбе заказчика. При этом Басов, который сам воевал, не собирался создавать очередную пропагандистскую картину, в которой бравым советским шпионам легко удается обводить карикатурных немецких офицеров вокруг пальца, выведывая у них важные государственные тайны.

На этот раз режиссеру не удалось сдать фильм в срок, к юбилею. За это он неоднократно был вызываем на ковер. Однако в результате четырехсерийная лента оказалась наполнена деталями, во многом сделавшими ее неповторимой. Сам Владимир Павлович снялся в фильме в небольшой роли Бруно, чекиста.

Эпизод с его гибелью - один из наиболее волнующих в кино и в книге. Бруно пожертвовал жизнью, сделав попытку предупреждения о нападении на СССР. Это грустный человек, передающий сведения главному герою и погибающий почти в самом начале повествования. Образ разведчика, созданный Басовым, оказался нестандартным и интересным.

Немцы, вызывающие сочувствие

Фильм отличается от многих снятых ранее и тем, как в нем изображены немцы. Конечно, они являются врагами, и среди них множество людей бессердечных и жестоких. Однако Кожевникову с Басовым удалось осветить и другую сторону существования немецкого народа. Он был показан угнетенным, безвольным, попранным фашистской "железной пятой".

Яркий пример немцев, не хотевших войны, - чета глухонемых агентов. Их роли были сыграны Еленой Добронравовой и Николаем Граббе. Несмотря на то что они находятся на вражеской стороне, им нельзя не сочувствовать. По мнению критиков, пара показана интересной, в ней присутствует интеллигентность и жертвенность, присущая немецкой нации.

Супруги как будто являются заложниками этого мира и поэтому немы. Они олицетворяют всех немцев, находящихся под Гитлером, которые не в силах ничего изменить. Они вынуждены лишь страдать, в особенности в конце войны. Они вызывают сочувствие, и это является неожиданным для зрителя. Критики усмотрели в этом некую неоднозначность шестидесятничества.

Противоречивый образ Генриха Шварцкопфа

С этими образами перекликается и образ, созданный молодым Олегом Янковским. Чтобы найти актера для исполнения роли Генриха Шварцкопфа, который главному герою приходился другом, режиссеру пришлось постараться. Как вспоминал Владимир Басов, однажды с женой они были в кафе во Львове, где и произошла неожиданная встреча.

Там, за соседним столиком, он увидел молодого человека, который, по его мнению, мог отлично подойти на роль Шварцкопфа. Об этом Басов сообщил супруге, посетовав, что, скорее всего, этот парень не является актером. Но, к счастью, это был Янковский, который в городе находился на гастролях вместе с театром. И вскоре артиста утвердили на роль Генриха, что дало хороший старт его кинокарьере.

Образ, созданный Олегом Янковским, получился весьма любопытным. В нем отражена сложная эволюция человека, который сначала являлся фашистом, а затем перешел на советскую сторону. Раньше такого прецедента в нашем кино не наблюдалось. Ведь если ты фашист - ты враг, и тебя необходимо уничтожить.

Уход от пафоса и бравады

По мнению киноведов, один из основных плюсов картины "Щит и меч" - уход от пафоса, бравады, до этого момента господствовавших в советском кинематографе, который был сделан осознанно. Теперь зрителя уже не пичкали штампами, преподнося ему образы, подобные Джеймсу Бонду. Главное, что создатели картины сделали ее неоднозначной, а персонажи в ней не разделены на "черных" и "белых".

И это очень важно, так как с выходом фильма была открыта дорога другим правдивым картинам. Речь идет, например, о "Мертвом сезоне", "Семнадцати мгновениях весны", "Ошибке резидента", "Человеке без паспорта" и других.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А ваше мнение о фильме "Щит и меч" совпадает с мнением кинокритиков?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 5
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.