Советский фильм «Опасные гастроли» был снят на Одесской киностудии в 1969 году. Картина очень полюбилась зрителям. Немалая заслуга в этом Владимира Высоцкого, сыгравшего главную роль. До сих пор популярны песни, которые он написал для этого фильма и спел на экране или за кадром. Предлагаем вашему вниманию воспоминания людей, принимавших участие в съемках.
Никакого оружия!
Сюжет фильма основан на воспоминаниях революционерки Александры Коллонтай. В дореволюционный период она вместе с соратником по партии Литвиновым ввозила из-за границы оружие для борьбы с царским режимом.
Однако советские чиновники решили, что нельзя об этом сообщать широкой общественности. Некто из членов партийной элиты даже обозвал известную революционерку «старой дурой». Чиновники приказали убрать все намеки на оружие. Поэтому в картине из Франции ввозят только идеологическую литературу.
Согласно сюжету, в Одессе организован театр-варьете, в который под видом реквизита поставляют запрещенные книги, газеты, листовки. Это очень удобно. Труппа гастролирует по всей стране, поэтому литературу можно легко распространять. В театре служит куплетист Бенгальский (актер Владимир Высоцкий), являющийся революционером. Он работает в паре с танцовщицей Софи.
Девушка является невестой Бенгальского. Она тоже революционерка. В Софи влюблен шеф жандармерии. Он прилагает все усилия, чтобы поймать распространителей революционной литературы. Однажды он проникает за кулисы к своей возлюбленной. Секрет революционеров раскрыт. Между Бенгальским и жандармом происходит смертельная схватка.
Только Высоцкий!
Режиссер картины Юнгвальд-Хилькевич в роли Бенгальского собирался снимать только Высоцкого, которого боготворил. Если говорить честно, то сюжет писался для него и под него. Однако чиновники не собирались разрешать неблагонадежному артисту играть революционера. Они выдали режиссеру список лиц, которых рекомендовали на роль Бенгальского, и приказали пригласить их на пробы. В списке значились Вячеслав Шалевич, Роман Громадский, Юрий Каморный. Все они знали о возникшей проблеме. Талантливые артисты, чтобы помочь Высоцкому, на пробах изображали совершенно нелепые образы, кривлялись, делали все, чтобы их не утвердили на роль. В итоге чиновникам пришлось согласиться с режиссером.
Тут случилась еще одна беда – Высоцкий серьезно заболел и попал в больницу. Как позже вспоминал Юнгвальд-Хилькевич, он два месяца делал вид, что съемки идут полным ходом, так как боялся, что Высоцкого прикажут заменить. Режиссер говорил, что ему могли дать до 5 лет тюрьмы, если бы руководство узнало о таких «съемках». Но никто из артистов его не выдал. Когда Высоцкий выписался, все нужные метры пленки были сняты в ускоренном режиме.
Заигрались
В фильме эпизодическую роль сторожа Антипа играл тогда еще не очень популярный Борислав Брондуков. В одной из сцен он должен был не давать революционерам (их играли Высоцкий, Юматов и Федорцов) со склада выносить листовки. Брондуков на съемочной площадке всем нравился – маленький, тихий, бесконфликтный, почти незаметный. Сторожа он играл хорошо. По сюжету его заталкивают в подвал и там закрывают. Режиссер раз за разом браковал эту сцену и просил повторить. В какой-то момент Высоцкий, Юматов и Федорцов так увлеклись, что на самом деле разбили Брондукову нос. Он высунул голову из подвала и жалобно воскликнул: «Ребята! Что вы делаете!» Именно эта сцена вошла в фильм.
Воспоминания о съемках Лионеллы Пырьевой
Она играла Софи. Изначально Юнгвальд-Хилькевич видел в этой роли Терехову. Но чиновники заключили с режиссером негласную сделку. Они разрешают снимать Высоцкого, а Юнгвальд-Хилькевич берет на роль Лионеллу Пырьеву, жену знаменитого кинорежиссера Ивана Пырьева. На том и порешили. Правда, Терехова очень долго обижалась.
Лионелла была коренной одесситкой. Ее раздражало то, что у Высоцкого совершенно не получалось произносить слова с характерным одесским акцентом. Актриса все время пыталась его обучить, но тщетно. В итоге она махнула на Высоцкого рукой. Также она рассказывала, что на съемки часто приезжала Марина Влади. Актриса не была задействована в картине, однако она много рассказывала всем об Одессе. Лионеллу это удивляло. Влади знала об этом городе больше, чем коренные одесситы.
Пырьева в своих воспоминаниях рассказала, что ей уже доводилось сниматься с Высоцким в фильме «Хозяин тайги». Там по сюжету она должна была дать ему пощечину. Однако режиссера все никак не устраивала эта сцена. Он заставлял делать дубль за дублем, а Высоцкий все это мужественно терпел.
В «Опасных гастролях» тоже есть сцена с пощечиной. Только на этот раз бить по лицу должен был Высоцкий. Лионелла вспоминала, что он в шутку просил режиссера сделать не один, а несколько дублей, говоря, что пощечина у него пока получается неубедительно.
Воспоминания Анатолия Борисова
В 1969 году он работал вторым звукооператором. Однажды Борисов узнал, что Высоцкий спел для своих песню «Охота на волков». Ее записали. Дело было вечером. На следующее утро Владимир Семенович примчался в студию и начал умолять эту песню стереть, потому что у него из-за нее могут возникнуть неприятности с сотрудниками КГБ. Но разве можно было уничтожить легендарную «Охоту на волков»!
Борисов, являвшийся страстным поклонником Высоцкого, пытался раздобыть для себя эту песню. Он попросил своего коллегу и приятеля Георгия Заволоку (первого звукооператора) дать ее переписать, но тот сказал, что все стер. Разумеется, Борисов не поверил. Он улучил момент, когда Заволока вышел из студии, и начал быстро пересматривать все пленки. В итоге «Охота на волков» нашлась.
Следует сказать, что за Борисовым водился один грешок – он давал людям прослушать песни Высоцкого, хотя фильм еще не вышел на экраны. Это было запрещено. Однажды в перерывах между записью выступления артистов театра-варьете вдруг зазвучала «Охота на волков». Борисов говорит режиссеру: «Смотри, «Волков» пишут». А тот отвечает: «Пускай, ее уже весь город поет».
Борисов рассказывал, что Юнгвальд-Хилькевич фактически боготворил Высоцкого и старался во всем его слушаться. На съемках, как правило, актеры исполняют требования режиссера. Но здесь все было иначе. Однажды Владимир Семенович вскользь заметил, что не очень хорошо снимать отдельными эпизодами. Юнгвальд-Хилькевич тут же приказал делать съемку длинным планом.
Борисов рассказывал, что Высоцкий не только уникально исполнял песни, он был абсолютно бесстрашным, играл без дублеров. В одной из сцен его герою нужно было прыгнуть в пролетку с балкона, находившегося на высоте 4-5 метров. У всех, кто смотрел с этого балкона вниз, дух захватывало. Однако Высоцкий прыгнул. Более того, он сделал несколько дублей. Правда, этот момент в картину не вошел. Зрители видят Бенгальского на балконе, а затем уже в пролетке.
«Будь счастлива, Леночка»
Об этом эпизоде также вспоминал Борисов. Однажды снимали сцену «Прием у губернатора». Действие проходило в Одесском доме ученых. В толпе зрителей стояла скромная девушка, не сводящая восторженных глаз с Бенгальского. Она была фанаткой Высоцкого. Увидев Борисова, она взмолилась провести ее внутрь. Звукооператор пошел ей навстречу. В перерывах между дублями девушка начала умолять Борисова, попросить у Высоцкого автограф. Тому было неудобно обращаться с этим к коллеге по цеху. Он перепоручил это дело режиссеру. Тот подошел к Высоцкому и сказал: «Володя, дай автограф вон той девице». «Как тебя звать?» - поинтересовался Высоцкий. Девушка назвала имя Лена. Владимир Семенович написал на протянутом ему листочке: «Будь счастлива, Леночка». Это отлично раскрывает его характер.
«Похищение» Копеляна
Юнгвальд-Хилькевич хотел, чтобы этот артист играл в картине шефа жандармов. Однако Ефим Копелян был занят в театре Товстоногова. Весь репертуар БДТ держался именно на нем. Как вспоминают актеры, отпроситься у Товстоногова было нереально. Но Юнгвальд-Хилькевич видел в роли главного жандарма только Копеляна.
Директором картины «Опасные гастроли» был Сергей Цивилько. Он заверил режиссера, что обо всем с Товстоноговым договорился, хотя на самом деле никакого разговора не было. Вылетели в Ленинград за Копеляном. Следует сказать, что Цивилько был балагуром и выдумщиком. Он с Товстоноговым не только ни о чем не договаривался, даже ни разу в жизни с ним не общался. Однако все знали, что мэтра в своем кругу зовут Гогой.
Прилетели Юнгвальд-Хилькевич и Цивилько в Ленинград, пришли в БДТ. По поведению коллеги режиссер начал догадываться, что тот Товстоногова в глаза не видел. Цивилько в этой ситуации трудно было позавидовать. Другой бы сник, но он вышел из положения с честью. Увидев Товстоногова, Цивилько приятельским тоном произнес: «Гога! Здравствуй! Вспомнил меня?» Товстоногов опешил. Он пытался сообразить, кто это такой, но на ум ничего не приходило. А Цивилько продолжал: «Ты же обещал отпустить на съемки Фиму (Ефима Копеляна). Теперь помогай». Товстоногов не вспомнил толстяка, который обращался с ним так фамильярно, но он подумал, что посторонний человек вряд ли себе такое позволит. Значит, разговор о Копеляне действительно был. Товстоногов спросил актера: «Ефим Захарович, там что-нибудь стоящее?» Смущенный Копелян едва кивнул. «Тогда поезжайте!» - воскликнул мэтр.
Фильму быть!
Кинолента была готова. Однако выпускать ее в прокат чиновники не собирались. Они негодовали! Особенно их возмущало то, что Юнгвальд-Хилькевич показал революционеров актеришками из какого-то варьете. Так бы фильм и пылился на полке, если бы его не посмотрел Анастас Микоян. Случилось это на закрытом показе для руководителей компартии страны. Микоян едва сдерживал слезы. Он сказал, что в жизни все так и было, ведь он сам когда-то участвовал в поставках из-за границы оружия для революционеров. Это решило судьбу картины. Она сразу же вышла в прокат и завоевала огромную популярность среди зрителей.
Не потеряла своей актуальности она и сейчас. Всем тем, кто принимал участие в съемках, мы благодарны за то, что можем снова и снова смотреть прекрасный фильм «Опасные гастроли».
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание