Фантазии Шекспира и тени Рембрандта: воспоминания о создании культового советского фильма "Гамлет"

В эпоху так называемой оттепели на большие экраны вышла лента, в которой остро прозвучала тема противостояния человека и системы. Удивительно, но и сейчас эта работа смотрится очень современно. А критики заявляют, что советский фильм не просто экранизация известной пьесы Шекспира, а настоящее прикосновение к великому.

Как снимали легендарное творение, вошедшее в золотой фонд мирового кинематографа?

От спектакля к киноленте

Григорий Козинцев, поначалу ставивший пьесы Шекспира на сцене, очень долго шел к тому, чтобы снять картину, которую Лоуренс Оливье назвал «большим кино». Зрители Академического театра драмы имени Пушкина рукоплескали блистательному выступлению актеров, сыгравших в 1954 году в пьесе «Гамлет». Главный герой в исполнении Бруно Фрейндлиха покорил всех своей игрой.

Это был настолько большой успех, что режиссер задумался о том, чтобы перенести действие на большой экран.

После завершения работы над постановкой Козинцев, давно исследовавший творчество Уильяма Шекспира, приступил к подготовке киноверсии любимого зрителями произведения. Он написал сценарий для первой советской экранизации легендарной пьесы с классическим сюжетом.

Съемки начались в 1962 году.

Выбор актера

На тот момент Иннокентию Смоктуновскому было под 40. Режиссер, потрясенный игрой малоизвестного актера в фильме «До будущей весны», видел только его в роли принца Дании. Козинцев обратил внимание на необыкновенный талант, отметил яркую индивидуальность и харизму. Как вспоминал народный артист СССР, он не пришел в восторг от сценария, да и образ, прописанный режиссером, ему не очень-то и понравился.

Но Гамлет – это та самая роль, о которой мечтают многие. И Иннокентий Михайлович согласился, но с тем условием, чтобы режиссер принимал его правки.

А после начала съемок все сомнения режиссера отпали. Актер преображался перед камерами, работая с большим энтузиазмом.

18-летняя красавица актриса

Роль Офелии досталась юной красавице Анастасии Вертинской, которая на тот момент была студенткой училища имени Б. В. Щукина. Козинцев с удовольствием отметил ее потрясающие внешние данные.

Хрупкая, женственная, с огромными глазами, девушка выглядела так, словно сошла с портретов мастеров раннего Возрождения.

Кино - «магическая кухня»

Позднее Анастасия Александровна рассказала, что эта роль стала для нее знаковой. Именно тогда студентка поняла, что сделала правильный выбор. «Роль возлюбленной Гамлета – тяжелый профессиональный экзамен. После съемок я видела себя только актрисой», – призналась она.

А еще Вертинская отметила потрясающую игру Смоктуновского и заявила, что совместная работа очень много ей дала. Актриса назвала то, что происходило, «магической кухней, где ремесло артиста становится неким таинством».

Эпизод сумасшествия не получался

Вертинская вспоминала, что не все получалось гладко. Так, она никак не могла сыграть сцену безумия. Режиссер постоянно останавливал съемки, требуя от нее достоверности.

«Я срывала воротничок платья, но Козинцеву сцена не нравилась. Костюмеры пришивали кружево заново, а актеры возмущались, требуя поменять молоденькую актрису на кого-то более опытного. И успокоились только тогда, когда Григорий Михайлович с улыбкой сказал, что я удивительная красавица, которую мы все общими усилиями доведем до сумасшествия», - рассказывала актриса.

После этого Вертинская по-другому стала относиться к своей профессии.

Воплощение в жизнь фантазии драматурга

Съемки фильма проходили под Таллином, в небольшом поселке Кейла-Йоа. На обрыве, возвышающимся над морем, появился макет мрачного средневекового замка Эльсинора, где происходило действие пьесы. Правда, подобного сооружения в датском городе не было, и все, что видят зрители, – придумка драматурга.

Так что художнику Евгению Енею пришлось воплотить в жизнь фантазию Шекспира. Целых шесть месяцев работал он над проектом, который создавался с удивительной скрупулезностью.

Замок из металлических ящиков

Художник использовал в строительстве металлические ящики, между прутьев которых заливался цемент, а затем они обшивались материей и штукатурились. Так появился замок с башнями – величественное сооружение, смотревшееся очень эффектно.

Теперь обрыв Тюрисалу стал местной достопримечательностью, которую любят туристы, назвавшие его «мысом Гамлета».

А вот знаменитый монолог центрального персонажа пьесы снимался не в Эстонии, а Крыму, в Алупке. Именно здесь Смоктуновский спрашивал: «Быть или не быть».

Новое музыкальное решение

Дмитрий Шостакович написал музыку к спектаклю, который прошел с большим успехом. Козинцев, приступивший к съемкам, хотел использовать ее в фильме, но советский композитор, узнавший о кинопроекте, заявил, что масштабная работа требует другой мелодии. И написал совершенно новую музыку.

Как рассказал Козинцев, Шостакович, с которым ему посчастливилось работать, смог передать поэзию музыкой. И в ее современном звучании слышен голос самого Шекспира.

А кинокритик В. Комиссаржевский признался, что музыка – главный нерв картины, передающий движение души человека и гул времени.

Достоверность в костюмах, которые не ветшают

Особое отношение режиссера было к историческим костюмам, над которыми работал известный театральный художник. Он творил, словно парижский кутюрье, примеряя наряды прямо на актеров, а не на манекены. Козинцев требовал только одного – достоверности, что и было выполнено.

И даже сейчас костюмы, созданные для «Гамлета», не ветшают и не осыпаются. Они сделаны так качественно, что их можно носить. И это спустя 55 лет! Для наряда главного героя выполнили настоящее золотое шитье, и это одеяние представляет огромную художественную ценность.

Знаковая работа

Как и одноименный спектакль, кинопостановка «Гамлет» была встречена зрителями СССР с восторгом. Советские кинокритики положительно высказывались о работе, которую назвали лучшим советским фильмом 1964 года. Лента стала знаковым произведением, определившим уровень национальной культуры.

Творение, вошедшее в золотой фонд кино, по достоинству оценили и западные критики, назвавшие русских актеров невероятно убедительными. Киноленту, получившую международные награды, показали почти в ста странах, а западная пресса назвала Вертинскую и Смоктуновского "талантливыми сердцами советского экрана".

Интересные факты

Советский фильм стал 17-й по счету экранизацией культовой пьесы в мировом кинематографе.

Министр культуры Е. Фурцева требовала, чтобы «Гамлет» был цветным. Но Козинцев парировал тем, что трагедия не может сниматься в цвете, который «убьет» ее, и поэтому сделал выбор в пользу черно-белой пленки. Он подсмотрел у Рембрандта особый прием, позволивший ему передать весь спектр человеческих чувств посредством игры тени и света.

После съемок Смоктуновский долго восстанавливал зрение в клинике. Дело в том, что режиссер хотел добиться выразительности монохромного изображения и поэтому использовал мощные юпитеры, свет которых слепил глаза актера.

Иннокентий Михайлович должен был сниматься у Тарковского в «Андрее Рублеве» и у Бондарчука в «Войне и мире». Но его настолько захватила роль Гамлета, что он отказался от предложений.

Через два года актер сыграл в комедии «Берегись автомобиля» у Эльдара Рязанова. И там он снова оказался в роли Гамлета, правда, роль датского принца артист репетировал на сцене любительского театра.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

По-моему мнению, советский "Гамлет" - лучшая экранизация Шекспира. А что думаете вы?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.