К 105-летию Киностудии имени Горького: лучшие детские фильмы, "Ералаш" и "Маленькая Вера". Вспоминаем историю киностудии

Старейшая в стране, одна из крупнейших киностудий России была основана в 1915 году. Купец из Костромы М. С. Трофимов, собрав вокруг себя людей, для которых "искусство – дело святое", открыл в Москве киноателье "Русь". Не для прибыли, а только из любви к кинематографу и с одной единственной целью: "чтобы русская картина превзошла заграничную – как русская литература и русский театр".

На базе киностудии снято свыше 1000 фильмов, более 50 из них отмечены призами международных кинофестивалей. Здесь создавались лучшие в стране детские фильмы, родилась идея "Ералаша", а также самые кассовые картины за всю историю СССР и Российской Федерации.

Частная инициатива

Первые шаги к продюсированию студия сделала в конце 1915 года. Толчком к созданию стационарного кинопроизводства – в отличие от более гибких производств прошлых лет, которые перемещались с одного места на другое – был Михаил Трофимов, обычный костромской купец.

Одной из причин инициативы Трофимова было то, что Первая мировая война помешала доставке иностранных немых фильмов, которые до того времени занимали видное место в российском репертуаре. Был и патриотический мотив: Трофимов назвал свою новую студию "Русь", древним словом для обозначения России.

Кто первый

Это прямая связь между "Русью" Трофимова и сегодняшней Киностудией имени Горького, что делает этот объект номинально старейшей киностудией в России. "Ленфильм", претендующий на это звание, открылся только два года спустя. Кстати, оба продолжали производство фильмов, несмотря на потрясения, войны и революции.

Смена названий

Политика, безусловно, повлияла на смену названий студии. В 1924 году она стала "Межрабпом-Русью" при финансовой поддержке "Коминтерна", международного коммунистического движения. Четыре года спустя его название было упрощено до "Межрабпомфильм", который сотрудничал с немецкой компанией "Прометей". Германия в то время была крупным инвестором в советскую киноиндустрию и желала создать первое в Советском Союзе международное совместное производство.

Еще одно изменение в профиле, которое определило значительный аспект репутации студии на следующие полвека, произошло в 1936 году. Переименованная в "Союздетфильм", киностудия стала первой студией в Европе, большая часть продукции которой была посвящена детским фильмам: сказки, фантастические и приключенческие картины.

Имя классика советского писателя Максима Горького было добавлено в 1948 году. Это связано с экранизацией режиссера Марка Донского мемуаров его юности, сделанной в студии в период с 1938 по 1940 год.

На пороге детства

Репутация заведения как производителя детских фильмов была подкреплена сотрудничеством с режиссером Александром Роу. Он был непревзойденным фантазером и новатором. Его отточенный и передовой для того времени визуальный стиль можно увидеть в таких произведениях, как "Конек-Горбунок" и "Кощей Бессмертный". Оба фильма были сняты в годы войны, когда студию эвакуировали в Таджикистан.

После войны команда режиссера создала немало запоминающихся произведений. По телевизору часто показывали "Морозко", "Огонь, вода и медные трубы", "Королевство кривых зеркал", "Хрустальный башмачок" и другие.

Впрочем, славная традиция Роу не прервалась. На протяжении 80-90-х годов выходили замечательные детские и подростковые фильмы и телесериалы. Достаточно вспомнить сильную драматическую историю школьной любви "Вам и не снилось", а также бесспорный хит советской молодежи "Гостья из будущего".

Родина "Ералаша"

В 60-70-е годы в СССР был невероятно популярен сатирический киножурнал "Фитиль". Его выпуски частенько показывали перед сеансами фильмов. Возникла идея создания аналога для детей.

В 1974 году усилиями режиссера Аллы Суриковой, драматурга Александра Хмелика и администратора киностудии Бориса Грачевского свет увидел знаменитый "Ералаш". Многие сатирические и юмористические истории стали классикой и разошлись по цитатам. Как и "Фитиль", киножурнал сначала показывали перед сеансами в кинотеатрах, а с 80-х он вышел на телеэкраны.

Впервые в истории

Студия стала новатором в сфере отечественного кинематографа. "Аэлита" Якова Протазанова, снятая в 1924 году, была первой советской космической фантастикой. В ней рассказывают вымышленную историю московского инженера, который проектирует космический корабль и покидает полуголодный город, чтобы полететь на Марс.

На "Горьком" также продюсировали первую советскую звуковую кинокартину "Дорога к жизни" Николая Экка в 1931 году. Действие фильма происходило в лагере перевоспитания для беспризорных детей. В следующем году работа была показана на первом Венецианском кинофестивале, где Экк был признан лучшим режиссером по опросу зрителей. Первый советский цветной фильм, также за авторством Экка, "Груня Корнакова" вышел в 1936 году.

Кино для взрослых

Хотя в годы СССР студия ориентировалась на детское кино, к 60-70-м годам сформировался мощный режиссерский коллектив, способный замахнуться на взрослый репертуар. И не просто замахнуться, а громко заявить о себе.

Именно в стенах этой студии был снят легендарный телесериал "17 мгновений весны" усилиями команды Татьяны Лиозновой и самый кассовый фильм за всю историю СССР и России "Пираты XX века". Только в кинотеатрах его посмотрели около 120 миллионов раз, а после показывали по телевидению.

В 1988 году большой резонанс вызвал перестроечный фильм "Маленькая Вера", ставший символом эпохи заката Советского Союза. В нем режиссер Василий Пичул не стал по обычаю приукрашивать советскую действительность, а показал мир, прятавшийся за ширмой официоза.

День сегодняшний

В этом году легендарной Киностудии Горького исполняется 105 лет. Хотя масштабы кинопроизводства далеки от прежних, на площадке все еще снимают художественные фильмы и телесериалы. В новейшей истории выделяются такие работы, как "Страна глухих", "Приходи на меня посмотреть", "Дочь" и другие.

Помимо съемок, основными видами деятельности являются дизайн костюмов, проектирование и возведение декораций, пост-продакшн, дубляж, организация натурных и постановочных съемок, подбор актеров. В команде работают сильные профессионалы, опыт которых нельзя растерять в погоне за сиюминутной прибылью и оптимизациями.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы считаете, в союзе с "Мосфильмом" студия достигла бы лучших результатов?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.