25 августа Георгию Данелия исполнилось бы 90 лет: мысли и слова великого режиссера о жизни, творчестве и кино

Чуть больше года прошло с того момента, как ушел великий советский и российский режиссер Георгий Данелия. За свою жизнь он давал мало интервью, постоянно занятый работой. Но одно из них, опубликованное в далеком 1972 году, дает ответы на многие вопросы сегодняшнего дня. Так о чем же думал режиссер, как видел мир и какие уроки мы можем вынести из его рассказов? В этом году Георгию Данелии исполнилось бы 90 лет.

О режиссуре

Коллеги режиссера говорят, что с ним всегда было легко и одновременно трудно. Он всегда был верен своим принципам, любил людей, любил жизнь. Обладал особым даром - всегда был готов к соучастию, умел ставить себя на место другого человека и принять то, чего другие не могли себе представить. Он очень любил свою профессию и всегда говорил, что режиссура идеальна, овладев ею в полной мере, можно снимать любое кино, выражать свои мысли и видение жизни любыми методами так искусно, что зрителю и в голову не придет, что ему навязывают какую-то мысль. Хотя кино не про навязывание, кино - про жизнь. Достаточно вспомнить великолепные картины режиссера Протазанова. По мнению Данелии, это был один из величайших профессионалов своего дела, а его фильмы внесены в число лучших экранизаций мира.

Но иное отношение к этой профессии имеет место, если смотреть на нее с точки зрения самовыражения. Сделав однажды что-то очень хорошо, есть риск просто попасть в колею и делать много раз что-то похожее, в одном, уже найденном ключе, и зритель будет принимать это на ура. Но это получится уже банальная штамповка. Данелия так не мог. Как вспоминал сам режиссер, после выхода на большие экраны фильма "Я шагаю по Москве" руководство страны и киностудии просило его еще снять фильм в подобном роде. Это можно было сделать легко, но режиссер отказался. Во-первых, потому что было неинтересно, во-вторых, нужно делать что-то новое.

Работа над фильмом

По словам режиссера, после того как очередной фильм готов, выходит на большие экраны, собирает похвалу зрителей и необходимо браться за новую работу, наступает трудный момент. Нужно совершенно абстрагироваться от уже созданного и идти, что называется, от себя самого. Поэтому довольно часто Данелия принимал участие в первых этапах разработки сценария. Пусть не в качестве автора, но вносил необходимые коррективы и задавал направление. Для него важно было с самого начала присутствовать в моменте, в моменте зарождения сценария и создания событий в жизни будущих героев. Конечно, многие сценарии приходили в режиссеру в уже законченном виде, но он такие сценарии не любил, потому никогда не знал, как за них взяться и как рассказать историю, написанную чужим человеком, правдиво.

Интересный случай

Однажды Георгий Данелия смог донести до присутствующих всю силу индивидуального взгляда на ситуацию или фильм в целом с помощью одних только ножниц, сходу сделал небольшой монтаж, который кардинально изменил суть эпизода, который был написан и снят с жесткой, понятной определенностью. Это был наглядный пример того, как можно переосмыслить уже сделанное и как важно иметь собственный и, главное, незамыленный взгляд на ситуацию. Для этого требуется не только смелость, но и значительные душевные силы, которые помогают в данном случае режиссеру переживать судьбу героев и понимать их действия.

Про критику

Режиссер - это всегда очень увлекающийся человек. Про себя Георгий Данелия говорил, что, когда он работает над фильмом, неважно, на каком этапе, пусть даже на этапе написания сценария, он занимается только этим и просто не может делать что-то другое, даже отдыхать, сходить в театр или на выставку. Даже время, потраченное на завтрак или ужин, казалось ему потерянным зря. Но это невозможно выкинуть или чем-то заменить. Чтобы жить и работать, нужно утолять физиологические потребности. На вопрос, неужели режиссеру не хватает времени, он отвечал шутливо: однолюб. Однолюб до того момента, пока не нужно начинать новый фильм, а ты еще не пережил критику предыдущего. В критике ничего плохого нет.

Я думаю, каждый режиссер знает досконально все свои промахи и недостатки в работе. И когда критики или зрители начинают критиковать и указывать на эти места, режиссер с ними конструктивно соглашается. А если начинается просто ругань работы на пустом месте, кому такое понравится. Особенно если начинают ругать то, что, на взгляд режиссера, считается достоинством. Но все проходит, когда начинает кипеть работа над следующим фильмом. А предыдущий становится безразличным, чужим, и уже все равно, будут относиться к нему хорошо или плохо по истечении времени.

Про фильм "Я шагаю по Москве"

Нельзя не упомянуть жемчужину советского кинематографа, картину "Я шагаю по Москве". Данелия ее очень любил на протяжении тридцати лет. Но десятилетия спустя он стал относиться к фильму прохладнее. В свое время у этого фильма были обожатели, а были и злые критики, немало критиков, которые ставили режиссеру в вину то, что он практически не показал социальных проблем. Возможно, по словам режиссера, это было и справедливо, но он никогда не был согласен с таким подходом к кино. По мнению режиссера, все творческие люди имеют право опираться на собственное настроение. Вот, например, поэт может написать прекрасное стихотворение, продиктованное настроением. Такое же право должен иметь в глазах публики и зрителей режиссер. Но ошибка критиков была такой, что они подходили к оценке каждого фильма как к чему-то исчерпывающему, хотя кино - поле для бескрайних фантазий.

Про индивидуальность

У Георгия Данелии был собственный способ определить творческую индивидуальность человека. В первую очередь он спрашивал о любимых фильмах и предметах человека. В качестве примера всегда приводил Михаила Ромма, своего друга и учителя. Данелия восхищался тем, что Ромм - это человек неотделимого личного и творческого обаяния. Вообще учить можно не только своими фильмами, считал режиссер. Однажды Георгию пришлось побывать на лекции Александра Довженко. Это был единственный раз, который в значительной степени повлиял на дальнейшую судьбу режиссера.

Вообще кино очень подвластно веянию моды. Новые тенденции могут приходить, держаться долго или мало и уходить. Появляться снова. Остается немногое от их присутствия. Но что остается - характеры, чувства и эмоции - превращается в икону и не стареет. Не зря в мировой фонд кино входят картины, которые смотрятся на одном дыхании даже по прошествии 50 лет.

Про коллег

Если перебрать в уме всех коллег Данелии в отечественном кинематографе, невозможно найти того, кто походил бы на режиссера по своей стилистике подачи материала и видения жизни и искусства. Гораздо больше похожи работы итальянских кинематографистов. Сам Данелия называл имя Глеба Панфилова. Его работы всегда были интересными и увлекательными, порой даже захватывали дух. У Данелии никогда не было желания делить режиссеров на бытовиков или прозаиков или что-то еще в этом духе. Все условно. Невозможно принадлежать к какой-то одной группе, потому что каждый режиссер в своей работе затрагивает множество аспектов, просто одни в большей степени, другие - в меньшей. Все остальное - пустая ирония.

Про любимых актеров

Конечно, у режиссера должны быть любимые актеры, и у Данелии они были. Он не раз говорил, что восхищается творчеством Вахтанга Кикабидзе, Инны Чуриковой, Евгения Леонова. Все эти представители актерской братии - большие художники, и их творческий вклад в искусство кино и страны в целом трудно переоценить.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вам какой фильм режиссера нравится больше всего?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.