Любовь ко всему иностранному: почему Карамзин считал, что Петр I унижал русский народ

После того как Петр I прорубил «окно в Европу», русское патриархальное дворянство столкнулось с трансформацией традиционных устоев. Поначалу общество отторгало европеизацию. С этого момента и начался раскол русской культуры на два направления. Закрепощенное крестьянство придерживалось народно-традиционной формы. В то время как аристократия восторгалась западно-светской.

Причины стыда

В желании показать свою приверженность и причастность к европейской цивилизации, представители высшего общества активно перенимали зарубежный внешний лоск. На новом фоне самобытное наследие предков казалось им непросвещенным и варварским. Отсюда берут начало истоки отечественной ксенофилии, то есть любви к иностранному. Достижения нации-идола превозносятся, а привлекательность собственной культуры отрицается. В стремлении быть похожим на кумира русская аристократия ударилась в германоманию. Позже ее сменили англомания и галломания.

Германомания

Моду на нее ввел царь Петр I. Вернувшись из Западной Европы, он решил приблизить народ и страну к уровню соседей, начав серьезные преобразования. Естественно, данный процесс не мог обойтись без ликвидации старых устоев. Теперь они стали предметом нападок и заставили русское дворянство испытывать стеснение от собственной самобытности.

Историк Карамзин активно исследовал причины возникновения подобного чувства стыда. Николай Михайлович считал, что когда государь занимался искоренением древних навыков, то представлял их глупыми и смешными. А иностранные царь Петр I вводил и хвалил, унижая тем самым граждан страны в их собственном сердце.

Новые реформы

Государь начал с отрубания бород боярам, а потом провел реформы почти во всех областях российской жизни. Причем для этого Петр привлекал иностранных специалистов, которые хорошо разбирались в тонкостях доверенных им дел. Видя, как западные профессионалы превосходно справляются с возложенными на них обязанностями, русское дворянство не только прониклось к ним уважением, но и стало воспринимать в качестве примеров для подражания.

Галломания

Когда к власти пришла Елизавета Петровна, то аристократия стала ориентироваться на достижения Франции. Своего апофеоза галломания достигла при Екатерине II, обожавшей труды французских философов. На убыль же страстное почтение ко всему французском пошло при Александре I, который смог одолеть корсиканца Наполеона.

Англомания

Тут же на смену галломании пришла англомания с собственными нравами, традициями, словарным запасом и стилем жизни. Аристократам, изъяснявшимся до этого только на французском языке, пришлось в спешном порядке погружаться в новую культуру.

После внедрения всего иностранного правители стали поощрять становление отечественного социума по принципу, введенному еще за пару веков до этого. Его сформулировал в одном из своих трудов Достоевский: «Никогда и ни за что не быть самим собой. Взять за образец поведения чужое лицо, а свое оплевать на веки вечные. Никогда на себя не походить и всегда себя стыдиться».

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы считаете, стоит придерживаться собственных культурных традиций или лучше внедрять западные?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.