90 лет назад не стало великой Анны Павловой. Портрет балерины в ее цитатах, мыслях, а также воспоминаниях о ней

Афиши для ее выступлений рисовал сам Валентин Серов. Она была самой загадочной танцовщицей 20-го века и главным лицом Русских сезонов в Париже. 23 января 90 лет назад не стало великой балерины Анны Павловой. В день памяти вспоминаем лучшие цитаты и мысли талантливой артистки.

Об успехе

Биография примы-балерины Мариинского театра окутана тайной. Только она знала свое настоящее отчество. Павловна или Матвеевна? Родилась Анна в Петербурге. Отец, солдат в отставке, скончался через несколько лет после ее рождения.

Преследовать безостановочно одну и ту же цель - в этом тайна успеха. А что такое успех? Мне кажется, он не в аплодисментах толпы, а скорее в том удовлетворении, которое получаешь от приближения к совершенству.

Желание стать балериной появилось после просмотра балета "Спящая красавица". Первые шаги к успеху и к своей цели она сделала уже в 10-летнем возрасте. Павлова поступила в Императорское театральное училище, а после окончания девушку приняли в труппу Мариинского театра.

Когда ребенком я бродила среди сосен, я думала, что успех - это счастье. Я ошибалась. Счастье - это мотылек, который чарует на миг и улетает.

Хрупкое здоровье, малокровие, сгорбленная спина. Никто в училище не мог и предположить, что Анечка, похожая на "нежный цветок", сможет выжить в суровом мире балета.

О танцах

Павлова посещала Петипа, чтобы репетировать сцены из балетов. К нему же она обращалась и за советами для усовершенствования своей техники для исполнения ведущей партии в "Жизель". Прославленный Мариус Иванович, впервые увидев ее на просмотре, охарактеризовал Анну тремя словами: ветер, легкость, пушинка.

Но все, что я сделала в этой области, было убеждением и стремлением подчинить физические элементы танца психологической концепции. На танец я всегда пыталась накинуть воздушное покрывало поэзии, очарование которой заслоняло бы механический элемент.

Ее дебют в качестве артистки Императорских театров состоялся в сентябре 1899 года в балете "Тщетная предосторожность". Этот спектакль стал пропуском на большую сцену. После она получила сольные партии в "Жизель", "Спящей красавице", "Царе Кандавле", "Камарго".

В разных странах за границей говорили, что в моих танцах было что-то „новое”.

Кроме классических партий Павлова любила исполнять характерные танцы. В ее репертуаре особенно выделяются фанданго в "Кармен" и панадерос в "Раймонде".

Благодаря своему таланту и упорному труду Анна Павлова стала одной из ведущих танцовщиц. В 1906 году она получает звание балерины и теперь блистает среди лучших исполнительниц 20-го века.

На исполнительскую манеру Павловой огромное влияние оказывает работа с двумя известными балетмейстерами.

О сотрудничестве с Михаилом Фокиным

В училище он учился на курс старше. В балете "Эвника" специально для Павловой он поставил "Танец семи покрывал". В своих воспоминаниях о совместной работе с балериной Фокин любил описывать "Египетские ночи". Чтобы придать достоверности "Танцу со змеей", Михаил Михайлович принес на репетицию с Павловой настоящую рептилию!

Мы должны быть бесконечно признательны Фокину за его успешные нововведения, внесенные в замерзший режим нашей хореографии. Но появление Фокина предвозвестил и сделал возможным Мариус Петипа, который довел наш балет до такой высоты. Чтобы танцевать с успехом новые балеты, необходимо обязательно пройти школу классического танца.

22 января 1907 года в Мариинском театре проходил благотворительный вечер, где Анна Павлова исполнила хореографическую миниатюру "Лебедь", которую специально для нее поставил Фокин. Позже танец распространялся под названием "Умирающий лебедь". Впоследствии эта миниатюра стала одним из символов русского балета прошлого века.

"Артист должен..."

В 1909 году балерина впервые приехала в Лондон. Увидев на проезжавшем мимо автобусе огромную вывеску "Анна Павлова", танцовщица заплакала. Ей казалось, что это унижение достоинства. К слову, подобное почувствовали и другие артисты труппы, приехавшие с ней.

Мир принимал ее не только как великую танцовщицу Русских сезонов. Анна Павлова была предана своему делу и всегда к слову "артист" добавляла "должен". Благодаря ей с классическим балетом познакомились в самых отдаленных уголках мира: Бирма, Филиппины, Египет, Япония, Китай. Всей своей жизнью балерина доказывала, что любовь к искусству не имеет границ.

Артист должен знать все о любви и научиться жить без нее.

Любовь и признание публики Павлова познала сполна. В ее честь голландцы вывели сорт тюльпанов, восхищенные мексиканцы бросали к ногам танцовщицы свои сомбреро, индусы щедро осыпали благоухающими цветками лотоса, в Нидерландах в честь Анны Павловой назван самолет, а в Австралии - легкий и воздушный торт.

Истинная артистка должна жертвовать собой ради искусства. Подобно монахине, она не в праве вести жизнь, желанную для большинства женщин.

И ведь пожертвовала. Во время последних гастролей ей пришлось репетировать в холодном неотапливаемом помещении. Простуда свалила балерину с ног.

Чтоб сохранить неприкосновенными созданные образы, артист должен появляться перед публикой лишь на сцене, а не в частной жизни.

"Приготовьте мой костюм лебедя" - согласно данным биографов, это были последние слова балерины. Она скончалась в Гааге, хотя в последние годы мечтала вернуться на родину и жить "где-нибудь в России". Ей было всего 49 лет.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вы смотрели миниатюру "Умирающий лебедь"? Какие чувства у вас вызвало увиденное?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.