Девяносто семь лет назад, в ночь с двенадцатого на тринадцатое октября (официальная дата – десятое октября 1924-го), родилась несравненная звезда мирового балета. Людмила Черина – сценическое имя знаменитой французской танцовщицы, актрисы кино и театра, писательницы, скульптора и художницы, черкешенки по происхождению Моник Чемерзин. От ее фото трудно оторвать взгляд. На них изображена женщина пленительной красоты и грации, которой суждено было, прожив удивительную и блистательную жизнь, оставить незабываемую память в истории великого двадцатого века.
Чего бы ни касался ее волшебный талант, все обретало значительность и становилось поистине прекрасным – от ее Умирающего лебедя, которого будущая прима впервые станцевала в возрасте пятнадцати лет на подмостках театра в Монте-Карло, до ее скульптуры «Сердце Европы», ставшей символом Евросоюза и красующейся перед фасадом здания Европарламента в Страсбурге.
Происхождение, детство
Она родилась в семье русского эмигранта, бывшего полковника царской армии, черкесского князя Авенира Чемерзина. Мать будущей примы – французская аристократка Стефани Финетт. Ее бабушка по отцу была русской княгиней.
Князь получил известность как первый российский изобретатель бронежилета и осветительной ракеты. Кроме того, он отлично знал мировую поэзию и стал автором «Поэтического каталога Чемерзина» (стихотворной антологии).
С раннего возраста Моник отличала большая тяга к музыке. Видя ее необыкновенную музыкальность и ритмичность, родители показали ее бывшей знаменитой балерине Мариинского театра Ольге Преображенской, создавшей в Париже собственную частную школу. Талантливая девочка оставила в памяти прославленной примы неизгладимый след. В своих воспоминаниях она написала:
Это черноокое прелестное создание еще прославит нашу великую Россию...
Так и случилось. Обретя сценическую славу, Моник с неизменной гордостью вспоминала о своих русских и черкесских корнях.
Карьера
В 1939-м пятнадцатилетней балериной была исполнена ее первая сольная программа, включавшая партию «Умирающего лебедя» М. Фокина.
В 1940-м, когда в Париж вошли немцы, семейство Чемерзиных переехало в Монте-Карло. Здесь Моник Чемерзина получила сценический псевдоним Людмила Черина, который придумал для нее великий танцовщик Серж Лифарь, руководивший в Монте-Карло балетной труппой. В 1942-м состоялся ее триумфальный дебют на парижской сцене – юная танцовщица в дуэте с Лифарем исполнила главную партию в балете «Ромео и Джульетта».
Впоследствии талантливая балерина танцевала в труппе Бориса Князева, в «Новом балете Монте-Карло», Марсельской опере, собственной труппе, «Балете века» Мориса Бежара. Наиболее удачными были ее драматические и трагические роли.
Ее искусство
По словам критиков, тогда, в 1942-м, она танцевала в зале Плейель так, словно была отмечена Богом. Ее технику отличала необыкновенная виртуозность, хрупкая балерина словно парила над сценой, даря охваченному войной миру надежду.
Увидя ее в партии Жизель, Морис Дрюон произнес:
Танец Чериной – произведение искусства...
В конце своей жизни классик французской литературы скажет о великой балерине так:
Она сумела сделать из себя произведение искусства!
Замужество и трагедия
В 1943-м Черина вышла замуж за двадцатичетырехлетнего танцовщика - Эдмона Одрана. Муж стал самой большой любовью и самой большой трагедией в ее судьбе. Молодые супруги были необыкновенно счастливы, балерина ждала ребенка. Однако в 1950-м муж Чериной погиб в автокатастрофе. Потрясенная горем, она потеряла ребенка и целых два года не могла танцевать. Для молодой женщины наступили самые страшные времена в ее жизни. Спасением для нее стала забота родителей и поддержка близкого друга, который ее высоко ценил и очень любил. Благодаря их помощи Людмила смогла вновь поверить в себя.
Кино
Сделав перерыв в балете, женщина начала сниматься в кино. В ее фильмографии 1951-1972 годов более двадцати картин:
- «Парсифаль»;
- «Спартак»;
- «Любовники из Теруэля»;
- «Саломея»;
- «Дама с камелиями»;
- «Атлантида» и др.
Второе замужество
Известно, что в Голливуде Черина познакомилась с Орсоном Уэлсом и Робертом Тэйлором, с каждым из которых она пережила бурный роман. Ее вторым мужем стал Рэймонд Рэй, американский бизнесмен. Благодаря супругу, порядочному и достойному человеку, в конце пятидесятых состоялось триумфальное возвращение Людмилы Чериной в балет.
Возвращение
В 1957-м на сцене парижской Grand Opera Серж Лифарь поставил для нее балет на музыку Дебюсси «Мученичество Святого Себастьяна». Балерину ждал ошеломительный успех. В продолжение своей дальнейшей карьеры она пользовалась необыкновенной популярностью. В начале шестидесятых Черина сыграла главную женскую партию в балете Мориса Бежара Gala, декорации к которому были созданы близким другом балерины Сальвадором Дали.
Знаменитая танцовщица неоднократно посещала СССР – она приезжала с гастролями в Мариинский и Большой театры. В продолжение всей карьеры ее танец отличался изяществом, грациозностью, воздушностью. Черина очень любила бывать на родине своего отца. В Москве ее хорошей подругой стала Галина Сергеевна Уланова.
Последние годы
По окончании карьеры Черина стала заниматься модельным бизнесом, увлеклась скульптурой и живописью. Самую известную ее работу — «Сердце Европы» — установили перед зданием Европейского парламента в Страсбурге. В 1991-м она получила статус официального символа Евросоюза.
Моник Авенировна умерла 21.03 2004 г., похоронена в семейном склепе на кладбище в Париже.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание