Почему Исаакиевский собор построили с 4-го раза (и какое его полное название)

Вот уже 150 лет Исаакиевский собор остается самым красивым и большим собором Санкт-Петербурга. Вот только судьба у здания весьма драматичная - его строили целых 4 раза...

Самый большой храм Северной столицы посвящен не очень известному на Руси святому - преподобному Исаакию Далматскому. Возможно, вам покажется странным, но основатель Петербурга родился в день памяти этого святого.

Собор преподобного Исаакия Далматского (официальное название храма) пользуется в городе особым почитанием. Мы решили рассказать вам, почему его строительство растянулось на долгие 40 лет, в чем уникальность его куполов и кому до революции принадлежал Исаакий.

Жизнь первая

Освещение первой Исаакиевской церкви произошло в 1707 году. Здание было одноэтажным, деревянным и с небольшой колокольней. Оно имело временный характер, поэтому отличалось скромной отделкой и простотой архитектурных форм.

Долго церковь не простояла, но даже за такой короткий период вошла в историю. В феврале 1712 года в стенах этого храма состоялось венчание Петра I и Екатерины Алексеевны.

Петербург стремительно рос, а деревянный храм был мал и совсем не соответствовал величию столицы.

Жизнь вторая

В 1717 году Петр I заложил первый камень для будущей церкви, которая располагалась примерно там, где сегодня находится монумент "Медный всадник". Проект доверили немецкому архитектору Г. И. Маттарнови, а на возведение храма ушло 10 лет.

Несколько месяцев спустя после закладки камня Маттарнови скончался. Проект не был остановлен, потому что к строительству привлекли несколько известных архитекторов XVIII века: М. Земцова, Г. Киавери и Н. Гербеля.

К сожалению, изображений, которые могли бы помочь нам представить внешний вид здания, сохранилось очень мало. Судя по документам, по форме, архитектуре и колокольне с курантами оно напоминало Петропавловский собор. Особенно красив был шпиль, украшенный флигелем с позолоченным ангелом, в руках которого был крест.

Но Исаакиевский собор ждала незавидная судьба. Сначала в него дважды ударила молния. После восстановления храма выяснилась еще одна проблема - его построили на неукрепленном речном берегу. Неудачно выбранное место привело к тому, что вода из "Адмиралтейского дома" и реки Невы стала подмывать фундамент. Из-за осадки грунта в сводах и стенах стали появляться трещины, поэтому церковь вот-вот должна была обрушиться. В итоге храм решили разобрать, а новый построить в другом месте и подальше от воды.

Жизнь третья

Екатерина II чтила память Петра I и посчитала своим долгом построить храм заново. 15 июня 1761 года вышел указ, согласно которому строительство нового собора было поручено Савве Чевакинскому.

Уже в следующем году он представил Сенату проект и смету на постройку. Именно Чевакинский выбрал для собора то место, на котором он стоит по сей день. Но спустя 5 лет Савва подал в отставку и его заменил А. Ринальди, предложивший собственный проект.

Заложили храм только в 1768 году. Согласно проекту итальянского зодчего, собор должен был быть высоким, с колокольней, пятью куполами и мраморными стенами. Известный искусствовед В. Я. Курбатов в 1913 году написал:

Будь закончен Исаакий Ринальди, мы имели бы несравненный образчик зодчества совершенной эпохи барокко.

Увы, судьба у великолепного проекта была печальна. После смерти императрицы Ринальди был вынужден покинуть страну, и собор остался недостроенным. Казна была настолько истощена, что средств на продолжение возведения храма постоянно не хватало.

В 1796 году престол занял Павел I. Он приказал остановить строительство. Драгоценный мрамор был отправлен на украшение Измайловского замка. Казалось, здание уже никогда не будет возведено. Но уже в следующем году Павел I приказывает Винченцо Бренне завершить строительство.

Итальянскому архитектору пришлось сильно исказить первоначальный проект Ринальди, отказавшись от четырех куполов. В результате храм получился приземистым. Современники потешались над нелепостью собора, а наиболее точно ситуацию описала следующая эпиграмма:

Сей памятник двух царств, обоим им приличный: основа его мраморна, а верх его кирпичный!

Третий храм прослужил недолго. В апреле 1816 года во время пасхальной службы со сводов рухнула отсыревшая штукатурка. После этого его закрыли.

Жизнь четвертая

В начале 19-го столетия приняли решение построить новый собор, который простоит века. Был объявлен конкурс, а призером стал Огюст Монферран. К строительству приступили в 1818 году, но процесс занял целых 40 лет. Если верить легенде, зодчему предсказали, что жизнь его закончится, как только будет достроен собор.

Совпадение или нет, но Монферран скончался спустя месяц после освящения. Правда, строительство замедлялась не из-за пророчества. Как оказалось, найти в Петербурге место для возведения настолько тяжелого фундамента было непросто.

В результате укладка фундамента проходила почти на болоте. Для этого пришлось забить в землю примерно 11 000 свай и укрепить их блоками из гранита.

Сложности при строительстве

Но главная проблема заключалась в установке колонн. Всего их было 48. Вес каждой составлял 114 тонн. Решение Монферрана было неординарным: он приказал сначала возвести монолитные гранитные колонны, а потом - стены. Первую подняли в 1822 году на глазах у изумленной публики и царской семьи. А вот последнюю колонну установили только через 8 лет. Именно тогда и начался следующий этап - возведение стен.

Завершением строительства стало поднятие сферического купола. Его позолота смогла продержаться без обновления более 150 лет. Как такое возможно? Дело в том, что при золочении мастера прибегли к огневому методу: на медные листы был нанесен сплав ртути и золота, а потом путем нагрева листов выплавлялась ртуть.

Конечно, не обошлось без жертв. Ядовитые пары, выделяемые ртутью, отправляли рабочих. В общей сложности при золочении погибли около 60 человек.

Стоит отметить, что все 4 раза собор строили на деньги, выделенные из казны. Расходы были немалыми - только на позолоту купола было потрачено более 100 килограммов золота. Поэтому до революции собор принадлежал государству, находясь в подчинении Министерства императорского двора.

Краткое описание фасадов

В центре композиции северного фасада - Христос, поднявшийся из гроба. По обеим Его сторонам ангелы, а за ними потрясенные женщины и перепуганные стражники. На углах и вершинах фронтонов расположены статуи - они представляют 12 апостолов.

В основу сюжета для западного фасада легла встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием. Портик обращен в сторону Сената и Синода не просто так. Союз духовной и царской власти - таков идейный замысел.

На южном фасаде помещен барельеф "Поклонение волхвов". В центре на троне сидит Мария с Младенцем. Среди пришедших на поклонение волхвов особенно выделяются фигуры двух царей - эфиопского и месопотамского. Сохранились упоминания, что фигуры делались с натурщиков.

Восточный фасад обращен в сторону Невского проспекта. Тема барельефа: "Исаакий Далматский останавливает императора Валента". Здесь же фигуры апостолов Иакова и Симона, а также Евангелист Лука, изображенный с тельцом.

Возведенный по проекту О. Монферрана, Исаакиевский собор был признан одним из крупнейших купольных сооружений на всем европейском континенте.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А вам посчастливилось побывать в Исаакиевском соборе?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.