Реалистичный "Автопортрет" и не только: 10 неожиданных картин Казимира Малевича

Казимир Малевич наиболее широко известен как основатель супрематизма — художественного и философского стиля. Он всегда считал, что искусство должно выходить за рамки предмета — книги и живопись Казимира Малевича легли в основу абстрактного искусства. 23 февраля исполняется 142 года со дня рождения великого художника. Вот самые неожиданные его работы, созданные в разные годы и в разных стилях.

Автопортрет и портрет матери — самые щемящие работы

Этот реалистический «Автопортрет», созданный в 1933 году, стал своеобразным завещанием художника. В это время он уже знал о своей неизлечимой болезни, ему оставалось жить меньше двух лет. Именно тогда Малевича стали вызывать на многочасовые допросы, он терпел унижения и, по некоторым данным, даже пытки. Но мастер не дал сломить себя.

Этот портрет выполнен в духе эпохи Ренессанса. Автор остается с высоко поднятой головой и не отказывается ни от чего, что создал. Он утвердил право художника на свободу творчества, что в его тоталитарном государстве оказалось под запретом. Сама поза человека на портрете, его словно гранитная статность, торжественный жест — это все говорит о том, что Малевич даже на краю смерти не отрекся от своей высокой миссии.

Чуть ранее, в 1932 году, художник написал «Портрет матери». Он простой и в то же время очень естественный, душевный. Автор его знал, что ему осталось жить мало, и он словно прощался с мамой, оставив ей такой щемящий подарок. Мать художника пережила его на несколько лет. Картина хранится в Русском музее.

Работы начала 1900-х годов

Читающая женщина, 1906

Сдвиг в сторону явно более авангардной эстетики произошел в творчестве Малевича примерно в 1903 году, когда он познакомился с именитыми живописцами - Кандинским, Бурлюком и Ларионовым. Поэтому большая часть работ Малевича в эти годы освещает сцены провинциальной жизни на селе.

Натюрморт, 1911

Позже (с 1912 по 1914 годы) Малевич в основном работал в стиле кубофутуризма, что привело к динамической геометрической деконструкции фигур в пространстве. В это время он познакомился с творчеством европейский авангардистов. Картина «Натюрморт» — это своеобразная отсылка к кубизму Пикассо.

Корова и скрипка, 1913

В 1913 году Малевич снимал дачу в Кунцево. Нехватка денег была хронической. На холсты средств не хватало, тогда он начинал разбирать мебель. Три полки от старой этажерки стали тремя картинами Малевича. Одна из них — «Корова и скрипка» — стала воплощением борьбы с естественностью, мещанским логизмом и предрассудками.

Картины природы

Весна, 1929

Те, кому довелось увидеть более ранние работы Малевича, увидят, насколько он был гениальным импрессионистом. В таком направлении написано несколько его картин о природе. Стиль одной из них — картины «Весна» — также близок к реализму. Изображение проникнуто солнечным настроем, автор использовал разные фактурные мазки для построения композиции.

Яблоня в цвету, 1930

В картине «Яблоня в цвету» нет ничего от близкого ему супрематизма. Малевич пишет это произведение, как будто отдыхая от новшеств, от чуждых направлений. Этот небольшой сельский пейзаж можно воспринимать как ностальгию по детству автора.

Простые люди

Цветочница, 1930

В последние годы жизни Малевич вернулся к изучению более консервативных тем своих ранних работ, таких как крестьяне и портреты. Фактически он был вынужден отказаться от своего модерна при Иосифе Сталине в 1930-х годах. Тогда он стал изображать простых людей, живущих вокруг.

Портрет ударника, 1932

Супрематистская цель художника — достичь «блаженного чувства освобождения необъективности» — не соответствовала предписанному стилю соцреализма, который диктовался в то время. Но он смог в самых простых сюжетах раскрыть глубину и философичность.

Работница, 1933

Его работы 1932-1933 годов трогают своей простотой. Автор написал целую серию работ к своей выставке «Женщина в социалистическом строительстве», которая состоялась в 1934 г. В них он воплотил всю идею о свободе каждого человека как личности. Также здесь хорошо заметна особая техника живописи Малевича — наложение нескольких красок для получения особых цветовых пятен. Их очень трудно подделать, именно по этим признакам эксперты стали отличать подлинные картины автора.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

А какие из картин Малевича вы знаете?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.