Золотые пластинки и 100-летняя гарантия: история лаковой миниатюры в России

Родиной лаковой миниатюры принято считать Китай. В России расписные веера, подносы и ширмы появились лишь в 17-м веке благодаря торговле с восточным государством. Во время правления Петра I дворец Монплезир был украшен 94 лаковыми панно, выполненными в стиле "под Китай". Вскоре лаковое дело наряду с другими стали преподавать в Академии художеств.

В те далекие времена в окрестностях Петербурга и Москвы работало множество мастерских, но до наших дней сохранились лишь 4 центра народного промысла.

Холуй

Эта лаковая миниатюра появилась в Ивановской области. Предки современных мастеров-умельцев писали иконы для Троице-Сергиевой лавры, где был обычай дарить паломникам миниатюрные образы «Видения Богоматери преподобному Сергию».

Росписью шкатулок занялись только после Октябрьской революции. Позже в ассортименте появились пудреницы и ларцы. Сюжет выбирали самый разнообразный - это фольклор, природа, история, архитектура.

Со временем мастера выработали собственный уникальный стиль. Холуйская миниатюра имела лаконичный объемный рисунок, крупные планы и минимальное количество мелких элементов.

Отличительные черты холуйской миниатюры:

  • в изображении золотят только церковные кресты, купола, звезды, солнце и луну;
  • у росписи всегда черный фон;
  • грунтовка выполнена из смеси сажи, глины и льняного масла;
  • орнамент только двух видов - золотой или серебристый;
  • основные тона росписи - красно-коричневые либо сине-зеленые;
  • сусальное золото полируется с помощью кусочка шлифованного агата или волчьего зуба.

Федоскино

История этого промысла началась в 1795 году в подмосковном селе Федоскино благодаря купцу Петру Коробову, который выпускал лаковые козырьки для головных уборов армейских служащих. Спустя 3 года его фабрика стала изготавливать табакерки, а потом шкатулки.

После того как дочь Коробова вышла замуж за Петра Лукутина, ассортимент производства стал активно расширяться. Предприимчивый зять заменил картинки росписью, а сюжеты выбрал близкие к русской душе: сказочные мотивы, чаепития и тройки.

Вскоре лаковой миниатюрой стали украшать не только шкатулки, но и рукояти зонтов и тростей, солонки, столовые приборы, чайницы и табакерки.

Федоскинцев отличали по красочному стилю и многослойности. Мастерство художников сравнивали с ювелирным искусством. К слову, обучали мастеров при фабрике и самые талантливые поступали в Строгановское училище.

На создание одной шкатулки порой уходили годы. Для продления срока действия лака его сушили на солнце. Благодаря этому изделие могло выдержать даже воздействие кипятка. В 19-м веке гарантия на шкатулку составляла 100 лет!

Сами изделия декорировались сканью из серебряных и золотых пластинок фольги. А чтобы добиться эффекта свечения, перед росписью наносили один из светоотражающих материалов - сусальное золото, поталь или металлический порошок. В 1945 году была создана экспериментальная мастерская, где возродили роспись по перламутру и цировку.

Палех

Мастера-иконописцы из одноименного небольшого села занимались росписью Новодевичьего монастыря, Троице-Сергиевой лавры и Грановитой палаты Кремля. Интересно, стало бы известно о Палехе и его мастерах, если бы не Иван Голиков?

Потомственный иконописец, увидев однажды в Кустарном музее шкатулки федоскинской миниатюры, решил написать собственную. Его творение заинтересовало специалистов, и в 1920-х годах палехские шкатулки стали сенсацией международных выставок в Париже и Венеции.

Отличительные черты палехской росписи:

  • фигуры персонажей всегда вытянуты;
  • наличие черного лакового фона;
  • мелкие детали выписаны с особой тщательностью;
  • главный цвет росписи - золотой;
  • изделия расписываются сделанными вручную беличьими кистями;
  • перед началом работы сухие краски мастера разводили специальными смесями: яичный желток смешивали с уксусом, дождевой водой или квасом.

Мстера

Одноименное село, расположенное во Владимирской области, стало известно в 17-м веке благодаря мастерам-умельцам Богоявленского монастыря. В стенах обители писались миниатюрные иконы - "мелочные письма". Позже этому искусству обучились и местные жители.

Когда иконы оказались на грани запрета, художники стали изображать на лаковой миниатюре жизнь русских деревень. Сначала темперой разрисовывали деревянные изделия, но они плохо продавались. Поэтому мастера решили заняться росписью шкатулок, которые покупателям пришлись по душе.

Изготовление мстерских шкатулок состоит из 6 этапов:

  1. Заготовка для росписи. Сначала мастера смачивают водой полосы картона, затем наматывают их на форму и отправляют сушиться. Картон для дна и крышек прессуется отдельно. Затем изделие склеивают.
  2. Создание эскиза - припорох. Контуры рисунка на заготовку переносятся с помощью кальки и мела.
  3. Создание композиции - роскрышь. Основа по эскизу (без мелких деталей) рисуется темперой.
  4. Роспись. На этом этапе мастера прорисовывают лица главных персонажей, орнаменты и другие детали.
  5. Смягчение тонов и контуров называется плавь. Мягкие цветовые переходы создаются с помощью специальной техники - лессировки.
  6. Завершающий этап - бликовка. Объем готовому изделию придают с помощью бликов, которые наносят сусальным золотом и белилами.

Сегодня мстерской росписью украшают шкатулки, пудреницы, подарочные коробочки и копилки. Главными сюжетами лаковой миниатюры являются сказки, бытовые сценки из жизни деревенских жителей, былины и исторические события. Черный цвет в лаковой миниатюре почти не используется. Основные тона - красный, охристо-желтый и зеленовато-голубой.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Лаковая живопись – это уникальное явление в художественной культуре, которое нужно оберегать и хранить как память о великих мастерах прошлых столетий, согласны?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
На самом деле, просто русские дворяне, пытались заниматься импортозамещением. И это абсолютно не значит, что русские мастера, могли бы как то конкурировать за происхождение с китайскими. Не качественная работа контент-менеджера приводит к сомнительной репутации.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.