"Я человек, который не умеет делать все подряд": уроки мудрости от Марлена Хуциева

Марлен Мартынович Хуциев (1925-2019) - советский и российский кинорежиссер, сценарист и педагог грузинского происхождения. Он стал народным артистом СССР, лауреатом Госпремии РФ, почетным членом Российской академии художеств. Из его высказываний каждый может извлечь для себя уроки мудрости.

О профессии

Когда Марлена Хуциева спрашивали о том, какие качества он считает важными для режиссера, он говорил, что представителю этой профессии необходимы технические навыки. Но главное, что формирует режиссера - это среда и пример мастера:

В кино, однако, необходимо обладать техническими навыками. Но я считаю, что преподавать технологии, приемы бессмысленно. Когда я учился, главное для нас было общение, та среда, в которой мы находились, и те фильмы, что мы смотрели. Нас не натаскивали на технологию, вовсе нет. Для нас был важен пример мастера. Пример человека, который отдает себя делу бескорыстно.

А также Хуциев считал, что еще до начала работы в человеке должен раскрыться художник:

Ведь художник, прежде чем начать что-то делать, должен внутренне созреть; кинематографическое образование в первую очередь должно быть направлено на то, чтобы раскрыть в человеке художника.

По мнению Марлена Мартыновича, режиссеру нельзя опираться лишь на форму, потому что она не имеет отношения к сути:

Если человек делает ставку на форму, это значит, что его кино быстро устареет. Потому что форма - это лишь средство передачи сути.

Он считал, что образование нужно режиссеру, но его недостаточно, чтобы снимать гениальное кино:

Образование ни в коем случае не помешает вам снять хорошее кино, но это не значит, что, окончив кинематографический вуз, вы сразу станете гением.

Об актерах

Марлен Хуциев говорил, что в кадре должны быть прежде всего видны способности актера, а не режиссера:

Главное - увидеть в актере возможность. Если ее нет, то насиловать актерскую природу бесполезно. [...] Есть режиссеры, которые любят, чтобы все видели: он - главный. Мне это не нравится - когда режиссура, извините, «прет».

Режиссер любил снимать малоизвестных артистов, так как ему мешали образы, созданные на экране знаменитыми актерами:

У меня есть привычка снимать неизвестных актеров. Возможно, зрителю не мешает шлейф ролей, который тянется за популярными артистами, а мне даже очень. Я люблю снимать актера, про которого мне не все, а может, и вообще ничего не известно. Тогда он у меня отождествляется с персонажем, и я могу в процессе съемок его разгадать. Это чувство можно сравнить с чувством писателя, который не знает, куда сюжет приведет его героя.

О современном кино

Марлен Мартынович имел претензии к современному кинематографу, считая, что в нем все пущено на самотек:

Сейчас - самотек и любительщина. Никому не важен фильм о Толстом и Чехове. А раньше был бы важен.

Хуциев говорил, что режиссеров сейчас слишком много, а кинематограф отсутствует:

Я сам поступал во ВГИК в счастливом сорок пятом. Мастером был замечательнейший режиссер Игорь Андреевич Савченко, автор «Богдана Хмельницкого», «Гармони»... Он говорил, что кинорежиссер - профессия опасная, вторая после профессии летчика-испытателя. И что это одна из самых редких профессий: в СССР насчитывалось всего полсотни кинорежиссеров. Сейчас их огромное количество, а кинематографа нет.

Мастер придерживался того мнения, что во времена его молодости к профессии режиссера относились гораздо ответственнее. Это объясняется тем, что фильмы снимали не ради наград:

Мы серьезно относились к выбранной профессии, отчасти, может быть, и потому, что в наше время не было этой погони за новациями, за фестивальными успехами.

Марлен Хуциев также сетовал на зависимость современного кинематографа от денег:

Я бы предпочел советскую цензуру, нежели удушающую цензуру финансирования.

Оригинальность и скромность мастера

Своим ученикам Марлен Мартынович давал довольно оригинальный совет: совмещать в себе два противоположных качества - уверенность и сомнения в том, что делаешь.

Два качества: абсолютная уверенность в том, что ты делаешь, и постоянные сомнения в этом. Если какое-то из этих качеств перевесит - плохо. Самоуверенный решит, что все, им сделанное, гениально. Нерешительность тоже ни к чему не приведет. Эти два качества необходимы режиссеру одновременно!

А также он необычно трактовал слово "дилетант", считая, что многие не понимают его глубины:

Я не всеяден и не могу снимать то, что не чувствую необходимости снять. Есть слово, которое обычно, не понимая его глубины, употребляют в пренебрежительном смысле: «дилетант». Я дилетант. Это человек, который не умеет делать все подряд, лишь то, к чему лежит его душа.

И в заключение еще две цитаты Марлена Хуциева:

Надо быть абсолютным наглецом, чтобы «почувствовать момент», когда ты состоялся. А может, я и сейчас не могу сказать, что это произошло.

В каждом своем фильме я вижу недостатки, до сих пор мне хочется их исправить.

Обе они говорят о необычайной скромности этого талантливого и мудрого человека.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Какие фильмы режиссера Марлена Хуциева вы смотрели?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.