Хотели красиво, а получилось оскорбительно: примеры культурной апроприации, которая вызвала одну лишь критику

Апроприацией в мире моды называют использование дизайнером уже существующих наработок в одежде. Чаще всего это элементы, традиционные для какой-то группы людей или народности. Во многих случаях при проявлении уважения к первоисточнику такой прием может быть корректным, оправданным и даже социально значимым. К примеру, только в положительном ключе может быть оценена работа дизайнера, желающего показать с помощью стилизации, насколько красиво и необычно одеваются представители какой-либо народности мира.

Но часто в погоне за популярностью стилисты попросту присваивают себе чужие многовековые наработки без выяснения значения тех или иных элементов культуры народности. Их проекты не показывают истинного смысла традиционных аксессуаров, головных уборов, одежды, а преподносятся исключительно как обычный модный и стильный аксессуар. Такие проекты зачастую выглядят оскорбительно и вызывают лишь критику и отторжение.

В наше время так поступают в основном компании, являющиеся гигантами индустрии моды. Оторвавшись от реальности в погоне за известностью и обогащением, дизайнеры крупных домов моды часто создают проекты, которые выглядят неуважительно по отношению к какой-либо группе людей.

Культурное присвоение: наиболее «отличившиеся» дизайнеры. Марк Джейкобс

В культурной апроприации, к примеру, часто обвиняют дизайнера Марка Джейкобса. По мнению многих критиков, в его проектах редко можно увидеть что-то эксклюзивное, свое и новое. Популярность дизайнер, как считают многие люди, заслужил, в основном именно присваивая что-то чужое.

К примеру, в 2017 году Марк Джейкобс представил коллекцию одежды, сочетающейся с цветными дредами. При этом с такой прической на подиум выходили только белые модели. Проект вызвал критику, поскольку в США многие чернокожие женщины, чью традиционную прическу, собственно, и позаимствовал Джейкобс, за дреды подвергаются дискриминации. К примеру, афроамериканку с такой прической могут попросту не принять на работу.

Скорее всего, Марк, по мнению критиков, просто не знал об этом. Его коллекция вызвала шквал негативных комментариев в Интернете. Афроамериканские сообщества обвинили дизайнера в том, что он использовал в своем проекте их образ жизни.

Gucci

На показах осень/зима-2018/2019 подобной же критике подверглась и известная компания Gucci. Стилисты этого дома моды выставили на продажу на сайте индийский тюрбан за 790 долларов. До этого на подиуме комплекты с таким тюрбаном демонстрировали белые модели.

Компания подверглась критике со стороны религиозно настроенных людей Индии. Представители сикхского общества заявили о том, что тюрбан — это не модный аксессуар, а символ веры для многих людей. Выставляя тюрбан на продажу в разделе «Шляпы», специалисты Gucci не подумали о том, что многие сикхи по всему миру подвергаются гонениям в том числе и из-за ношения такого головного убора.

Victoria's Secret

Компания Victoria's Secret часто подвергается критике за то, что использует народные мотивы разных стран мира при разработке нижнего белья. К примеру, демонстрировать нижнее белье модели - "ангелы" этой компании могут в сочетании с индейскими головными уборами с перьями и бахромой. В 2012 году такая коллекция дома моды вызвала критику коренных американцев, долгие годы подвергавшихся геноциду.

В 2016 году модели компании вышли на подиум в белье с традиционными китайскими мотивами. Китайские пользователи Интернета высказали по этому поводу свое возмущение. Помимо того что старинным мотивам Поднебесной, по мнению ее жителей, нет места на нижнем белье, китайцы еще и раскритиковали дизайнеров за использование их традиционного пернатого дракона. Согласно китайской традиции, такой дракон символизирует удачу, здоровье и силу. Будучи же обмотанным в качестве опоры вокруг талии Эльзы Хоск, он смотрелся просто нелепо и оскорбительно.

Культурное присвоение в модных журналах

Грешат некорректным присвоением элементов чужих культур не только известные дизайнеры. Зачастую так могут поступать и модные журналы. К примеру, критике за это подвергались издания Vogue Arabia и Harper's Bazaar.

В марте 2017 года журнал Vogue Arabia выпустил номер, на обложке которого красовалась Джиджи Хадид в необычной вуали. В последующем редакция журнала и сама модель подверглись критике за некорректное использование хиджаба. По мнению верующих мусульман, хиджаб является одним из символов веры и превращать его в модный аксессуар недопустимо.

Китайский журнал Harper's Bazaar вызвал гнев жителей Поднебесной в 2019 году. На обложке одного из номеров издания было размещено фото Рианны в традиционном китайском одеянии. Многие китайцы сочли это присвоением элементов их культуры. Но некоторые жители Поднебесной также заступились за Рианну, считая ее наряд данью уважения культуре их страны.

Присвоение на музыкальных фестивалях

Участники музыкальных фестивалей при выборе костюмов для выступления также часто присваивают себе элементы чужих культур, важные и значимые для представителей этих народностей. Это могут быть бинди, татуировки хной, головные уборы с перьями и пр.

Coldplay

К примеру, недавно британская рок-группа Coldplay выложила в Интернете клип с кадрами поездки в Мумбаи на тук-туке, набравший более миллиарда просмотров. Многим людям клип понравился. Но некоторые пользователи Сети сильно критиковали ролик за стереотипное изображение Индии. В клипе Мумбаи был представлен как город узких улочек, заклинателей змей и слонов.

По мнению критиков, создателям клипа сначала нужно было поподробнее ознакомиться с культурой Индии. Тогда бы их клип не выглядел нелепо, и его создателей нельзя было бы обвинить в присвоение чужого образа жизни.

Селена Гомес

В 2013 году обвинение в присвоении элементов чужой культуры было предъявлено зрителями популярной певице Селене Гомес за ее песню Come & Get It на MTV Movie Awards. Певица вышла на сцену с бинди, включив в выступление короткий танец из арсенала Болливуда.

Индийские фанаты пришли в негодование. Согласно индийской традиции, бинди (цветная точка, которую рисуют в центре лба) является одним из атрибутов веры. И использовать ее в «неприличных», как выразились критики, представлениях нельзя.

Другие «отличившиеся» знаменитости

Часто обвинения в культурном присвоении предъявляются и другим знаменитостям. В прошлом году таким образом «отличилась» Кайли Дженнер. Младшая Кардашьян опубликовала в «Твиттере» одно из своих старых фото, где она снята с дредами. Из-за критики афроамериканского сообщества звезде в последующем пришлось удалить снимок.

Также в недавнем прошлом в апроприации была обвинена и сама Ким Кардашьян. Знаменитость опубликовала снимки, на которых красовалась в серьгах ом. В результате Ким была обвинена в присвоении чужих религиозных ценностей. Многие пользователи Сети выразили свой гнев и объяснили, что серьги ом не являются простым модным аксессуаром.

Как на самом деле нужно использовать элементы традиционных культур в мире моды: мнение экспертов

Избежать культурного присвоения в мире моды, по мнению экспертов, совершенно не сложно. При разработке модного бренда с какими-либо традиционными элементами стилисту нужно лишь поподробнее ознакомиться с культурой той страны, чьи наработки он использует. Возможно, какие-то вещи могут быть предметами верований и культов, какие-то - нести в себе глубокий смысл, какие-то - ассоциироваться с гонениями и тяжелыми периодами в истории народности. В результате проект получится оскорбительным и будет подвергнут критике.

При разработке дизайнерского проекта, чтобы никого не оскорбить, по мнению экспертов, к примеру, можно проконсультироваться у стилистов той страны, чьи культурные наработки в нем используются, и далее следовать их рекомендациям. Так поступила, к примеру, Ким Кардашьян в 2018 году. В журнале Vogue India было опубликовано несколько фото звезды в традиционных индийских нарядах. Но критике Ким тогда не подверглась, поскольку ее одежда была создана ведущими индийскими дизайнерами. Наоборот, многие жители Индии были в восторге от того, как выглядела Кардашьян на снимках.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Как вы считаете, должны ли дизайнеры уважать традиции, культуру и верования народов мира?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.